ДАРИТЬ ЛЮДЯМ СВЕТ – НАША ПРОФЕССИЯ

22 декабря энергетики страны отмечают свой профессиональный праздник. Отметит его и служба Главного энергетика ОАО «ВПК «НПО машиностроения». В канун праздника и в конце года принято подводить итоги, а когда эти два события практически совпадают – тут уж, как говорится, сам бог велел.

В этом году нам удалось собственными силами и с привлечением подрядчиков проделать значительный объем работ по подготовке к зиме «собственных» энергетических объектов: ГПП (главной понизительной подстанции), корпусных подстанций, котельной, водонасосных станций, наружных электрических, тепловых водопроводных сетей, ливневой и хозбытовой канализации, а также корпусов предприятия.

В частности, можно отметить проведение следующих работ:

- ремонт электрических объектов в рамках системы ППР;

- промывка наружных водопроводных сетей и накопительных резервуаров на водонасосных станциях;

- установку вакуумного секционного выключателя на ГПП вместо масляного;

- замену калориферов воздушного отопления в корпусах 33, 34, 39, 1 и др.;

- установку частотного преобразователя на подпиточные насосы в котельной;

- комплексный ремонт кровель с одновременным ремонтом ливнестоков и их прочисткой в корпусах 6, 33 (низкая зона), 34, 35, 36, 27, 40;

- ремонт уличного освещения в районе корпусов 49, 33, 27, 35, 34, 30, 43 и установку энергосберегающих светильников у корпуса 24;

- наладку технологии работы в котельной на базе ранее установленных частотных преобразователей;

- установку приборов «Аксон» по требованию поставщика природного газа.

В настоящее время мы проводим работы по установке на ГПП системы АСКУЭ, которая позволит, при проведении определенных оргтехмероприятий, снизить платежи за потребляемую электроэнергию.

Нами подготовлены предложения в планы работ по техническому развитию предприятия, работ, финансируемых из накладных расходов, а также по энергосбережению на 2009-2011 гг., из которых в приоритетном порядке я бы выделил:

- замену горелок котлов ДКВР 10/13 на современные;

- прокладку теплотрассы от котельной до ЦТП-1 в г. Реутов;

- установку частотных преобразователей на питательные насосы в котельной;

- приобретение передвижной электроизмерительной лаборатории;

- реконструкцию системы высокого давления воздуха на предприятии;

- установку компрессоров низкого давления в корпусах;

- прокладку резервных кабелей 10 кв от п/с 212;

- установку в котельной «квантового структурного преобразователя»;

- организацию диспетчерского управления на ГПП.

Эти мероприятия в той или иной мере носят энергосберегающий характер.

Осуществление намеченных планов невозможно без решения вопроса о подготовке и рациональном использовании кадрового резерва. В настоящее время в службе Главного энергетика работает много молодежи, в том числе на руководящих должностях. В процессе живой работы они приобретают опыт и вносят существенный вклад в работу службы. Однако все еще ощущается нехватка ремонтного персонала (слесари, электрики), что сказывается на оперативности работы службы. Кроме того, сдерживает недостаточное финансирование приобретения материалов и запчастей для ремонта оборудования и сетей, цены на которые неуклонно растут.

Хотелось бы отметить работу дежурного персонала на ГПП и в котельной, для которого, по сути, не существует праздников и выходных (работа по графику).

Трудно выделить кого-то в общем дружном коллективе службы, т.к. только слаженная работа позволяет выполнять поставленные перед нами задачи (обеспечение электроэнергией, теплом, водой, прием стоков, своевременное и качественное проведение ремонтных работ).

В заключение хочу поздравить коллектив службы с праздником и пожелать всем ее работникам здоровья, счастья и всех жизненных благ.

Л. Булахов, Главный энергетик

 

ДВА НЕЗАВИСИМЫХ СОЗДАТЕЛЯ ПУЛЬСИРУЮЩИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

« Корпус ракеты создавался Робертом Луссером (который был включен и в работу над Р.1065 Мессершмидта) и Вилли Финдлером. Разработка заняла 18 месяцев, и только в начале декабря 1942 г . был запущен первый (безмоторный) образец с самолета FW 200 «Кондор» на испытательном полигоне Пеенемюнде - Вест, а первый катапультируемый запуск был осуществлен в день сочельника. В ходе испытаний было выпущено в той или иной форме, видимо, около 350 ракет. Сначала испытания проходили не слишком гладко. Ситуация осложнялась необходимостью испытывать все компоненты в собранном виде, что затрудняло обнаружение дефектов в отдельных элементах конструкции, но в конечном итоге как узлы наиболее серьезных проблем были определены устройство воздухозаборника и подачи топлива, и когда они были заново продуманы, то баллистическая бомба стала более управляемой. Однако летала она значительно медленнее, чем планировалось, со скоростью около 600 км/ч , что делало ее уязвимой для перехвата существующими самолетами-истребителями. В результате была разработана срочная программа усовершенствования модели «Фау-1»: как путем увеличения тяги двигателей «Аргус» 109-014 (например, с помощью впрыскивания азотной кислоты в камеру сгорания), так и путем замены его более мощным, таким как 109-044 или турбореактивным «Порше» 109-005. Оба последних развивали статическую тягу в 500 кг . К концу войны экспериментальные модели летали со скоростью в 800 км/ч . К этому времени они сталкивались уже с гораздо более скоростными перехватчиками, такими, как реактивный «Метеор» фирмы «Глостер», который одержал свою первую победу в бою 4 августа 1944 г ., когда разрушил ракету «Фау-1», зацепив ее сверху за конец крыла, чтобы дестабилизировать полет. Этот маневр был не столь рискованным, как может показаться. Он представлялся более предпочтительным, чем сбивать летящие бомбы снарядом с близкого расстояния, что сопровождалось бы риском катастрофы для самого перехватчика. Вообще же ракеты «Фау-1» были гораздо более легко поражаемой целью для наземных орудий, поскольку летели по прямой и равномерно, на постоянной скорости. Большее их число было сбито именно с земли».

Из материалов «Открытой энциклопедии Википедии» в Интернете можно узнать, что: «во время войны владельцем двигателя Пауля Шмидта стала двигателестроительная фирма «Аргус» в Берлине, и двигатель был установлен на «Фау-1». Длительный спор о патентном праве на авторство был решен генерал-фельдмаршалом в апреле 1945 года (!). Впредь двигатель должен называться трубой Аргуса-Шмидта».

После войны Пауль Шмидт руководит инженерной фирмой в Мюнхене. С точки зрения техники для его изобретения и сегодня есть дальнейшие возможности развития. Среди самых известных на сегодняшний день способов применения двигателя известны его использование в качестве двигателя крылатой ракеты, а также в качестве горелки для нагрева.

Новейшие разработки двигательной техники уводят от пульсирующего ВРД, разработанного Паулем Шмидтом, к ПВРД.

Из материалов сотрудника ЦИАМа Яковлевского В.В. «ПУЛЬСИРУЮЩИЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ /ПульВРД/» можно узнать, что экспериментальные исследования ВРД периодического сгорания (так назывались раньше пульсирующие двигатели) впервые в СССР были поставлены в РНИИ НКТП в 1935-1936 гг. инженерами Новиковым и Леонткевичем, а затем с 1937 г . по 1940 г . в ОКБ-7 Артиллерийского управления РККА и ГСКБ НКВД.

В 1943 г . стало известно о применении ВРД периодического сгорания в качестве основной силовой установки на самолете-снаряде «Фау-1» немецких ВВС. В апреле 1945 г . в ЦНЭБ ВВС КА была создана небольшая группа под руководством инженера С.И. Новикова для продолжения работ, начатых еще в 1935 г . В результате ЦНЭБ ВВС КА на экспериментальной установке был отработан процесс периодического сгорания, приближающийся к циклу сгорания при постоянном объеме. На опытной камере были получены показатели, превышающие по своим данным показатели силовой установки «Фау-1».

После этого группа С.И. Новикова была передана в 1945 г . в ЦИАМ.

Для проведения работ по ВРД периодического сгорания в ЦИАМ был организован отдел № 8.

Параллельно, еще в августе 1944 г ., в ЦИАМе был организован отдел № 6 под руководством профессора В.Н. Челомея, в задачи которого входила разработка и исследования ВРД периодического сгорания.

В результате работ, проведенных под руководством В.Н. Челомея, был создан и исследован ВРД периодического сгорания и внедрен в серийное производство под шифром Д-3.

В июле 1946 г . образована лаборатория спецдвигателей (отдел № 8 и отдел № 6 были объединены по признаку сходства исследуемых процессов и общности тематического направления работ).

В зарубежной литературе сообщались лишь весьма краткие сведения, содержащие техническую информацию о ВРД периодического сгорания. В те годы /1946/ еще не было ни методов расчета характеристик двигателя, ни методов лабораторных и стендовых испытаний двигателей периодического сгорания. Эти направления деятельности в создании силовых установок ПульВРД надо было разрабатывать с нуля. Надо было подбирать и создавать контрольно-измерительную аппаратуру и приборы, разрабатывать единую терминологию, формы документации, способы и формы приведения данных, полученных при стендовых испытаниях, к нормальным условиям разработки методик обработки экспериментальных испытаний и построения характеристик двигателя в целях обеспечения возможности сопоставления с другими видами ВРД периодического сгорания, проводить целый ряд других работ.

На основании проведенных доводочных работ ПульВРД Правительством был выделен завод № 51 НКАП для постройки опытных образцов двигателя и самолета-снаряда в целом. Главным конструктором и ответственным руководителем этого завода был назначен В.Н. Челомей.

Е.КУЛЕШОВ

 

ОДА ЛЮДЯМ И КОЛЛЕКТИВУ

Наступающий 2009 год для ОАО «ВПК «НПО машиностроения» будет отмечен двумя знаменательными событиями.

30 июня исполнится 95 лет со дня рождения основателя нашей организации – академика Владимира Николаевича Челомея. А 19 сентября предприятие отметит 65-ю годовщину со дня организации при заводе №51 КБ во главе с В.Н.Челомеем по разработке новых видов оружия для Вооруженных Сил страны – беспилотных самолетов-снарядов, что считается датой рождения ОАО «ВПК «НПО машиностроения».

Придавая особое значение этим событиям в жизни коллектива, руководство предприятия приняло решение о подготовке и выпуске книги, посвященной юбилейным датам предприятия, с рабочим названием «Ода людям и коллективу», и приложения к книге (буклета) с рабочим названием «Галерея почета предприятия».

Книга охватит всю историю предприятия – с момента организации до наших дней. В нее войдут разделы, посвященные великим задачам фирмы, великим людям, решавшим и решающим эти задачи, и великим результатам, полученным упорным трудом и творческой энергией всего коллектива, государственной поддержке, которая оказывалась фирме во все времена, и многому другому. Причем главным, самым ответственным из всех, будет именно раздел, посвященный великим людям. А великие люди – это и есть мы с вами – те, кто своим кропотливым трудом, неравнодушным отношением к делу вносил, вносит и, надеемся, будет вносить посильный вклад в укрепление и развитие предприятия.

Мы призываем всех работников НПО машиностроения, а особенно ветеранов и неработающих пенсионеров, поделиться воспоминаниями о наиболее ярких событиях трудовой биографии, о коллегах и друзьях, об интересных командировках, об общественной жизни предприятия разных лет.

Наверняка у многих в домашних архивах или архивах подразделений найдутся и памятные снимки коллективов, рабочих моментов испытаний и командировок, коллективных выездов «на картошку» или традиционных субботников. Словом, любых моментов, связанных с жизнью предприятия и его работников. Эти снимки, как и ваши воспоминания, сделают книгу ярче и насыщеннее, сохранят в памяти поколений все, чем жил и живет коллектив НПО машиностроения.

Все авторские права на представленные материалы будут соблюдаться в соответствии с законодательством РФ.

Книга увековечит великое прошлое и настоящее НПО машиностроения, а главное – уникальный коллектив, во все времена создававший самые современные образцы ракетной и ракетно-космической техники.

Пресс-служба предприятия

 

СВЕТЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ

С высоты птичьего полета мир видится совсем другим: большое - не таким уж масштабным, близкий горизонт – отдаленной перспективой, и даже небо кажется ближе. Однако электромонтерам, работающим в штате отдела главного энергетика Л.К. Булахова, некогда об этом задумываться. У них слишком много повседневных дел и забот. Приближаясь на автовышке к очередному фонарному столбу, они заняты тем, как максимально быстро и безопасно для окружающих провести необходимые ремонтные работы. «Как романтично, - скажет кто-то, - зажигать огни большого предприятия». Но это только видимая часть профессии. Ее повседневность состоит из выполнения задач по поддержанию в рабочем состоянии всего электрохозяйства фирмы. На это уходит больше всего сил и времени.

Продолжают тему материалы, подготовленные специально к профессиональному празднику – Дню энергетика.

Утром и вечером по дороге на работу и обратно мы всякий раз убеждаемся в том, что на дворе стоит самое темное время года. Ранние сумерки и бесснежное начало зимы многих из нас заставили с ностальгией вспомнить о лете и почувствовать, как неудобно жить впотьмах, в условиях острого дефицита света.

К тому же стоит признать, что светильников на территории предприятия не так много, как хотелось бы. Вот света на всех и не хватает. Но, во многом благодаря стараниям специалистов службы 24-00, в последнее время стало значительно светлее. Подробнее рассказать о специфике проделанной работы мы попросили Алексея Владимировича Купцевича, возглавляющего бригаду монтажников, проводившую на центральной аллее замену старого электрооборудования на новое.

- Ровно год назад бригада приступила к замене всего морально и физически устаревшего электрооборудования предприятия, которое ни разу до этого не менялось. За это время многое сделано. В частности, на главной аллее нами установлены 12 современных светильников. Новые, диодные, они в десять раз экономичнее и в несколько раз превышают по светоотдаче прежние. Лучше всего об этом говорят цифры. Мощность светильников нового поколения – 60 Вт, тогда как прежних -250 – 400 Вт. Удовольствие это не из дешевых, зато со светом жить комфортнее и веселее в любое время года.

Н. Градова