ЗНАТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАССТАВИТЬ ПРИОРИТЕТЫ

 

На выборах в городской Совет депутатов 10 октября 2010 года участвовали три представителя нашего предприятия. В результате голосования по округу №5 на новый срок был переизбран депутатом первый заместитель начальника ЦКБМ ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Евгений Куранов. Приняв поздравления с победой, он рассказал об особенностях завершившейся предвыборной кампании и о некоторых планах на предстоящую перспективу.

 

О выборах

Прошедшие выборы отличались от прошлых и регламентом, и структурой Совета. К сожалению, не удалось сохранить прежнее представительство нашего предприятия в Совете. В прошлом составе Совета нас, представителей ОАО «ВПК «НПО машиностроения», было двое. Хотел бы обратить внимание, что в Совете я представляю интересы округа, где живу сам, где расположены, в основном, жилые дома, построенные с привлечением сил и средств нашего предприятия, и наши бывшие подшефные школа и детский сад. Пользуясь высокой «Трибуной», хочу поблагодарить всех, кто меня поддержал.

Нельзя не отметить, что пять лет назад кандидаты шли как независимые. На этот раз к независимым присоединились кандидаты, выдвинутые политическими партиями. Долго дискутировали по вопросу, какую норму внести в Устав города: выдвижение только по партийным спискам или не только, оставив возможность выдвигать независимых кандидатов. Законодательство дает возможность применить или ту, или другую норму. Почему я против выдвижения по партийным спискам? При работе депутата в городских округах очень важно дать возможность людям избрать человека, которого они знают и которому доверяют, независимо от его партийной принадлежности. Этот вариант и был внесен в Устав города.

В основном выборы прошли спокойно, лишь в некоторых округах была борьба. Когда меня спрашивают о причинах низкой активности избирателей на выборах, я вспоминаю публичные слушания по важнейшим вопросам городской жизни. Какие бы вопросы ни выносились на обсуждение, приходят, как правило, депутаты, администрация, представители средств массовой информации.

Состоявшиеся выборы показали, что у избирателей есть претензии и к информационному обеспечению кампании. В этой связи, думаю, вопрос организации выборов будет обсуждаться на одном из заседаний Совета.

 

К вопросу о доверии

Мои коллеги по Совету, кто переизбирался, победили с большим отрывом. Это показатель того, что каждого из них знают, знают и то, что они сделали в своих округах.

Жители выражали недоумение, почему кандидатами в депутаты городского Совета регистрировали людей, не имеющих к городу никакого отношения. Мне как жителю Реутова тоже хочется, чтобы кандидат имел отношение к городу, но в Уставе повторена норма федерального закона, и мы не можем противоречить закону или его ограничить.

 

Глава города возглавит Совет

Есть три варианта структуры местной власти. Первый – когда функции ветвей власти разделены. Другие варианты – когда Глава города возглавляет Совет или является руководителем администрации. В уставе города определен вариант, когда Глава города возглавляет Совет. Я не вижу опасности концентрации власти в одних руках. Совет - это коллегиальный орган и, возглавляя его, Глава является не начальником, а «спикером» и организатором работы Совета. Я вижу в этом и положительный фактор. Мы, депутаты Совета, становимся ближе к Главе города, при обсуждении законодательных актов имеем возможность получить более полную информацию из первых уст.

 

О некоторых задачах на перспективу

Если говорить о задачах, которые придется решать депутатскому корпусу, то их много. Трудно назвать область городской жизни, где нет проблем или сложностей. Задача депутатов – выделить приоритеты.

У каждого депутата персонально существуют какие-то области особого внимания. Это те комитеты, в работе которых он участвует. Очень сложно вести работу одинаково активно во всех областях. Приоритет всегда отдается вопросам, поступающим от избирателей. Если приходят запросы, просьбы избирателей, пытаемся их решать независимо от их направленности. Прошлые выборы были для меня первыми, на которых я выдвигался в качестве кандидата в депутаты городского Совета. И моя программа, в основном, состояла из вопросов, начинающихся с «почему».

Таких «почему» было 12. Сейчас посмотрел, сколько осталось без ответа или решения? Два. Одно из них – почему дороги во дворах непригодны не только для машин, но и для пешеходов.

Еще в 2009 году в городе планировали приступить к реализации программы ремонта внутридворовых дорог, тротуаров. Но начался кризис. И только в текущем году произошли некоторые подвижки в этом направлении. По другому вопросу – об уменьшении транспортных потоков по Юбилейному проспекту и улице Октября – пока не можем найти приемлемых решений. Появились и новые вопросы.

Вот, например, сложнейший вопрос…При таком количестве машин парковочных мест во дворах практически нет. Люди справедливо жалуются, что автомобилисты ставят машины на тротуары, и это при том, что у нашего города есть преимущество перед многими городами области – для устройства автостоянок достаточно активно используются расположенные вдоль МКАД и вдоль железной дороги площади. Некоторые предлагают использовать часть детских площадок и газонов. Конечно, это неправильно. А как правильно?..

 

Статус наукограда обязывает

Реутов имеет статус наукограда. Я задавал вопрос: почему жители наукограда не ощущают этого статуса? Сейчас, думаю, вопрос не столь актуален. За последние годы город расцвел. Многое преобразилось. Ведь сотни миллионов рублей поступили в городскую казну за счет статуса наукограда. Следующий шаг, который хотелось бы сделать – немного приостановить затраты на внешнюю атрибутику и зайти во дворы, провести в порядок там проезжую часть и тротуары, установить современные детские площадки и привести в надлежащий вид имеющиеся спортивные площадки. Это тоже моя боль, потому что я избирателям своим обещал решать такие вопросы. Я понимаю, на все средств всегда не хватает, но вокруг школ и детских комбинатов надо привести дороги в порядок в первую очередь.

Еще одна большая проблема - состояние детских садов. Недостаточно средств выделяется на внутренний и наружный ремонты. Заведующие детскими комбинатами прилагают поистине героические усилия, чтобы поддерживать помещения и оборудование детских дошкольных учреждений в приемлемом состоянии. Мне стыдно перед заведующей детским комбинатом «Теремок». Под навесами все дерево сгнило. Надо выравнивать площадку, асфальтировать дорожки, обустраивать игровые зоны (в этом году что-то сделали). Внутри помещения детского комбината №6 тоже много дел. Например, надо менять мебель, которая давно отслужила свой век. Есть комбинаты, где дела обстоят получше, но состояние детского комбината на территории моего округа – это моя головная боль.

Два слова об одной из молодежных проблем в наукограде. Для развития наукограда должен устойчиво функционировать его научно-технический комплекс. А для этого необходимо закреплять молодежные кадры. Этот вопрос тесно связан с обеспечением молодежи жильем и местами в детских садах. Много наших молодых семей сразу после рождения ребёнка регистрируются как нуждающиеся в предоставлении места в детском комбинате. Подходит 3-хлетний возраст ребенка, а его не всегда могут устроить. Сложный вопрос. Город этой проблемой занимается. Я надеюсь, когда-нибудь такой проблемы не будет вообще. Но пока… В Реутове есть категории граждан, имеющих льготы на предоставление мест в детских садах. Это милиция, медики, работники культуры, детских комбинатов и другие. Я считаю, что статус наукограда позволяет ставить вопрос о включении в льготные списки работников научно-технического комплекса. Это моя мечта.

 

 

 

ПРИБОРЫ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ

 

Успешный запуск ракеты-носителя «Союз-2» был обеспечен надёжной работой приборов, производимых в «НПО электромеханики», входящем в состав ВПК «НПО машиностроения».

 

 

19 октября в 21 час 10 минут московского времени с космодрома «Байконур» ракетой-носителем «Союз-2» осуществлен успешный запуск и вывод на заданную орбиту спутников «Глобал Стар» по заказу НАСА (США).

Ракета-носитель «Союз-2» является новейшей разработкой отечественной космической техники, созданной на конструктивной базе ракеты-носителя «Союз» с применением современной системы управления и обновлённой двигательной установкой. Основу системы управления ракеты-носителя составляют инерциальные приборы, созданные на миасском предприятии «НПО Электромеханики».

Результаты измерений показали высокую точность выведения носителя на заданную орбиту, что подтвердило уникальную точность инерциальных приборов управления, производимых в Миассе, и их высокую надёжность.

Успешный запуск ракеты-носителя «Союз-2» является большим достижением российских учёных, специалистов и рабочих - создателей отечественной космической техники.

Пресс-служба предприятия

 

 

 

ОТРЕМОНТИРУЕМ ВСЁ

 

31 декабря. До наступления Нового 2010 года остаются считанные часы. На городских улицах – обычная предпраздничная суета, создающая ощущение теплоты и семейного уюта. И как хочется в этот волшебный праздник находиться в компании самых близких людей.

Но иногда жизнь преподносит нам не очень приятные сюрпризы: 31 декабря под конец рабочего дня в ОАО «ВПК «НПО машиностроения» ломаются главные ворота. Оставлять их в нерабочем состоянии нельзя. И тогда за дело берутся специалисты ремонтно-механического цеха. Не обращая внимания на морозную погоду, они сделали свою работу, успев к новогоднему столу. Так и сегодня эти умельцы работают с полной самоотдачей, не откладывая на «следующий год».

 

 

Основанный приказом №14 от 7.10.1955 года ремонтно-механический цех в этом году отметил свой 55-летний юбилей. За время своего существования он выполнял важнейшую миссию – обслуживание и ремонт абсолютно всего оборудования предприятия, включая оказание помощи ЦКБМ и ОЗМ по изготовлению деталей и изделий по тематике предприятия.

О том, как сегодня функционирует цех и что за специалисты в нем трудятся, мы поговорили с его начальником Павлом Муриным.

- Павел Сергеевич, какие задачи стоят перед цехом на сегодняшний день?

- Сегодня цехом активно производится модернизация оборудования, меняются управляющие системы на более современные. Специалисты цеха активно следят за исправностью въездных ворот, лифтового и грузоподъемного оборудования, которого у нас более 300 единиц, включая стотонные краны. Также мы производим подготовку к осенне-зимнему периоду: утепляем ворота, устанавливаем доводчики, ремонтируем механизмы закрывания окон.

- Как обычно протекает процесс ремонта?

- Обычно все ремонтные работы проводятся на базе нашего цеха, потому что здесь имеется все необходимое для этого оборудование. Но если объект ремонта является крупногабаритным, тогда всю работу делаем непосредственно на месте его установки. Немаловажно отметить, что для таких «больших поломок» в 90% случаев детали мы изготавливаем сами на специальном участке цеха для нестандартного оборудования.

- В чем заключается особенность ремонтно-механического цеха?

- Прежде всего, в универсальности наших специалистов. Они охотно берутся за любую работу по различной тематике. К тому же, наш цех единственный в Московской области, который занимается зуборезными работами. Кроме нас этого не делает никто. А вообще, мы та служба, без которой не сможет нормально функционировать ни одно предприятие.

- Каковы объемы проводимых сегодня в цехе работ?

- Объемы работ достаточно впечатляющие. Что вполне объяснимо. Ни для кого не секрет, что значительная часть используемого оборудования - старое, обновление производится редко, поэтому для поддержания его в рабочем состоянии требуется капитальный ремонт, а не простой технический осмотр. На это уходит довольно много времени и сил.

- Проводятся ли какие-то работы за территорией предприятия?

- Ремонтная служба поддерживает нормальную жизнедеятельность и на социальных объектах предприятия: проводятся работы по подготовке оздоровительного комплекса «Киржач» к приему детей; оказывается помощь по ремонту медицинского оборудования в МСЧ №5; ведутся работы по ремонту оборудования в ДК «Мир»; обслуживается и ремонтируется оборудование в СПЧ №16; производится ремонт оборудования комбината питания, а также котельной.

- Наверное, при таких объемах приходится работать сверхурочно?

- Да. Так было, есть, и, скорее всего, всегда будет. К примеру, ремонт ворот, кранов выполняется до тех пор, пока объекты не будут полностью приведены в рабочее состояние.

- Расскажите, пожалуйста, о проводимой кадровой политике?

- Сегодня цеху катастрофически не хватает токарей, фрезеровщиков, простых рабочих, а также молодых специалистов. Из всего штата, численностью в 62 человека, таких только 5. Но мы не опускаем руки, активно занимаемся подбором новых молодых кадров: ездим по различным ПТУ, пытаясь привлечь молодежь.

- Может, не устраивает уровень заработной платы?

- Действительно, сегодняшняя молодежь хочет всего много и сразу. Поэтому молодые рабочие охотно идут туда, где им будут платить 50 тысяч рублей, но при этом делать они будут какие-нибудь простенькие детали. К сожалению, у нас так не бывает. Проблема состоит еще и в том, что только отучившиеся молодые ребята сразу не могут работать со сложными деталями, коих у нас 90%. Их нужно будет обучать этому по ходу дела. На данный момент еще есть люди, которые могут многому научить молодежь, профессионалы своего дела: Н.П. Бузинов, Г.Н. Ерунков, Е.А. Немченко, И.В. Ульянов, В.Н. Бусахин. Нельзя не сказать и о А.А. Силкине, который вот уже много лет по праву является «лицом» цеха.

Наряду с профессионалами в цехе трудятся и подающие надежды молодые специалисты. Среди них: Дмитрий Романов, Илья Маличев, Николай Мижуев, Евгений Кузнецов и я, в том числе.

- Какие знания, а может и навыки, необходимо иметь молодому специалисту, чтобы его взяли на работу в ремонтно-механический цех?

- Необходимо, чтобы молодой специалист имел техническое образование для общего понимания предмета своей работы. А всему остальному его готовы обучить на месте.

- Традиционный вопрос - о перспективах и планах на будущее.

- На фирме активно обновляется станочный парк, приобретается современное оборудование, за работой с которым хотелось бы видеть больше молодежи. В перспективе хотелось бы, конечно, принимать заказы сторонних организаций. Наше уникальное оборудование не должно простаивать. Один шлифовальный станок (таких только два в России) дорогого стоит. Мы могли бы с помощью такой производственной базы зарабатывать деньги и для предприятия, и для себя.

 

На снимке: Г.Н. Ерунков за работой на токарном станке

Юлия ГОДУНОВА

 

 

 

МЕСТО «ПРОТОНА» В ИСТОРИИ ОКБ-52

 

16 июля 2010 года исполнилось 45 лет с момента первого пуска двухступенчатой универсальной ракеты УР-500, в дальнейшем ракеты-носителя «Протон», а 2 ноября - 45 лет полету космической станции «Протон-2», разработанной в ОАО «ВПК «НПО машиностроения».

16 июля 1965 года с площадки №81 левого - «Челомеевского»- фланга 5-го Государственного научно-исследовательского и испытательного полигона (5ГНИИП) Минобороны СССР, ныне космодром «Байконур», был проведен пуск первой универсальной ракеты УР-500 из знаменитого семейства универсальных ракет, созданных под руководством Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея коллективами ОКБ-52 и его филиалов в кооперации с предприятиями промышленности.

 

 

Разработка ракеты началась в далеком 1960 году, когда Генеральный конструктор предвидел необходимость ракеты именно этого класса для решения как военных, так и гражданских космических задач.

Этому моменту предшествовал громадный объем проектных работ ОКБ-52 для выработки концепции создания космических аппаратов и ракет-носителей для них, как сейчас называют – двойного назначения.

Первой в семействе универсальных ракет была ракета УР-200, которая успешно прошла летные испытания, подтвердив заданные ТТХ. Однако дальнейшие работы были прекращены в связи с тем, что она не обладала достаточной энерговооруженностью в сравнении с находящейся в разработке ракетой Р-36 ОКБ Главного конструктора М.К. Янгеля.

Весной 1961 года развернулись работы по проектированию мощной универсальной ракеты со стартовой массой порядка 500 т (поэтому ракета получила наименование УР-500).

Предполагалось создание боевой ракеты с межконтинентальной дальностью стрельбы и возможностью выведения космических аппаратов массой 12-13 тонн.

Проектирование и производство ракеты подобного класса в стране велось впервые. Последовали проработки различных нестандартных вариантов компоновки ракеты, разработка и защита эскизного проекта, разработка конструкторской документации, стендовая наземная отработка всех систем ракеты, изготовление стендовых изделий и первого летного образца. Со всеми этими работами коллективы филиала №1 ОКБ-52 и завода им. Хруничева справились менее чем за 4 года от первой осевой линии на чистом листе ватмана до первого пуска. Если учесть, что за это же время были разработаны и введены в строй стартовый и технический комплексы на космодроме Байконур, то можно утверждать, что был установлен рекорд скорости создания образца ракетно-космической техники.

Некоторые решения по УР-500, например, компоновочная схема I ступени, не имели аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.

Разработчики ракеты с самого начала проектирования приняли концепцию деления ракеты на составные части, габариты которых вписываются в железнодорожные стандарты, что определило диаметр центральных блоков ракеты - 4,1 м. и способствовало созданию уникальной технологии подготовки ракеты к пуску.

Для сравнения: для сборки ракеты-носителя Н-1 на 5 ГНИИП был создан специальный завод.

Благодаря технологичности конструкции узлов стыковки и применяемой оснастки, длительность подготовки ракеты на полигоне при полном комплекте личного состава укладывается в 21 сутки.

Тяжелую ракету доставляли на космодром по железной дороге - поблочно. С завода имени Хруничева до технического комплекса на полигоне состав с разобранной ракетой ехал девять суток, а аналогичный по классу американский «Сатурн-1» «добирался» до старта 22 дня. Работы на технической и стартовой позициях составляли для УР-500 в среднем 21 день, а у американцев – от трех до четырех месяцев.

Для обслуживания УР-500 на Байконуре к 1965 году сдали технический и стартовый комплексы с двумя рабочими местами на ТК (площадка 92/1) и двумя пусковыми установками на СК (площадка 81).

В качестве полезной нагрузки для летных испытаний УР 500 в ОКБ-52 были разработаны и изготовлены научные станции с аппаратурой институтов Академии наук СССР для изучения космических частиц, которые получили наименование «Протон».

16 июля 1965 года ракетой-носителем УР-500 был проведен запуск на околоземную орбиту первой научной космической станции «Протон-1» с массой в 12 тонн. В первом запуске РН была названа именем «Геркулес», которое было вертикально нанесено большими буквами на корпусе второй ступени. Однако в дальнейшем приняли название «Протон».

Летные испытания УР 500 были завершены 6 июля 1966 года. Всего за год было проведено 4 пуска, запущены 3 ИСЗ «Протон-1» - «Протон-3», один пуск был аварийным при работе второй ступени.

В июле 1965 года вышло Постановление Правительства о прекращении работ по двухступенчатой РН УР-500 и создании трехступенчатого варианта РН УР-500К («Протон-К»), а также о разработке в КБ С.П.Королева IV ступени (разгонного блока) для РН УР-500К на базе пятой ступени ракеты-носителя Н1 для выполнения программы по облету Луны.

10 марта 1967 года состоялся первый пуск трехступенчатой РН «Протон-К» с разгонным блоком Д и космическим аппаратом «Космос-146». Эта дата и считается днем рождения РН УР 500К («Протон-К»).

«Протон» начал использоваться для исследования околоземного космического пространства - с помощью ракеты-носителя в космос выведены спутники «Космос» (в их числе ВА и ТКС), «Экран», «Радуга», «Горизонт». Отправлены аппараты для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея. Запущены пилотируемые орбитальные станции «Салют» и «Мир», а также входящие в их состав тяжелые специализированные модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа», российские модули Международной космической станции «Заря» и «Звезда», автоматические орбитальные станции «Алмаз».

Конечно, успех ракеты УР-500 был бы невозможен без блестящих результатов работы всей кооперации. Двигатели ускорителя I ступени (Главный конструктор В.П. Глушко), двигатели ускорителей II и III ступеней (Главный конструктор С.А. Косберг), система управления (Главный конструктор Н.А. Пилюгин и Главный конструктор Л.Л. Балашов), стартовый комплекс (Главный конструктор В.П. Бармин), технический комплекс (Главный конструктор В.М. Барышев - начальник филиала №2 ОКБ-52) и остальные элементы ракеты и ракетного комплекса, разработанные по техническим заданиям головного предприятия, обеспечили высокую надежность эксплуатации ракеты.

Необходимо отметить высокую надежность всего комплекса.

В период с 1965 года по настоящее время (14 октября 2010г.) произведено 360 пусков ракеты-носителя «Протон», из них 4 пуска в двухступенчатом варианте, 309 пусков ракеты-носителя «Протон-К» в трехступенчатом варианте и 47 пусков модернизированной ракеты-носителя «Протон-М» с улучшенными характеристиками и цифровой системой управления.

Благодаря высокой надежности (более 97% успешных пусков) и относительно невысокой себестоимости, ракета «Протон-К» пользовалась большим спросом на международном рынке услуг по запуску космических аппаратов, являясь в девяностые годы прошлого века практически единственным источником дохода для ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, в состав которого вошло КБ «Салют», так как государственный заказ в это время был практически нулевым.

Именно в середине девяностых годов прошлого века в распоряжении ГНПЦ им. М.В. Хруничева появились средства от использования ракеты «Протон-К» по программам международного сотрудничества, которые можно было направить на проведение работ по модернизации ракеты и её системы управления. В течение 1994-1995 годов была разработана конструкторская документация по снижению массы конструкции корпуса ракеты, улучшению конструкции заборных устройств, применению углепластика в конструкции «сухих» отсеков и модернизации системы управления. В 1996 - 2000 годах проведена стендовая отработка и введены в строй стартовый и технический комплексы, а в начале 2001 года завершена подготовка к началу летных испытаний.

Первый пуск модернизированной ракеты-носителя «Протон-М» состоялся 7 апреля 2001 года.

В настоящее время изготовление ракет «Протон-К» прекращено, эксплуатируется только ракета «Протон-М».

Ракета «Протон» красной нитью прошла через всю историю ОКБ-52, его филиалов №1 (КБ «Салют») и №2 (ОКБ «Вымпел»), а также завода им. М.В. Хруничева и связала между собой жизнь и судьбы нескольких поколений участников ее создания.

Необходимо сказать и о коллективе, участвовавшем в разработке проекта ракеты и ракетного комплекса УР-500. Под непосредственным руководством Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея работали сотрудники НПО машиностроения:

- Герберт Александрович Ефремов – начальник проектного отдела (в последующем Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР);

- Семен Борисович Пузрин – заместитель Главного конструктора, лауреат Ленинской премии;

- Аркадий Ионович Эйдис – заместитель Главного конструктора, лауреат Ленинской премии;

- Владимир Владимирович Сачков – заместитель Главного конструктора, Герой Социалистического Труда;

- Владислав Павлович Гогин, лауреат Ленинской премии;

- Михаил Ильич Лифшиц, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии;

- Валерий Ефимович Самойлов, лауреат Ленинской премии и другие специалисты.

Со стороны филиала №1 (КБ «Салют») в разработке проекта ракеты и ракетного комплекса УР-500 приняли участие:

- Геннадий Дмитриевич Дермичев - один из основных проектантов КБ, лауреат Государственной премии СССР;

- Дмитрий Алексеевич Полухин – начальник отдела двигательных установок (в последующем главный конструктор УР-500, «Протон-К», Генеральный конструктор КБ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР);

- Юрий Николаевич Труфанов – с 1962 года Главный конструктор УР-500 и «Протон-К» (в последующем руководитель одного из предприятий отрасли, лауреат Ленинской премии СССР);

- Владимир Константинович Карраск – заместитель Генерального конструктора, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР;

- Яков Борисович Нодельман – заместитель Генерального конструктора, лауреат Государственной премии СССР;

- Павел Альбертович Ивенсен – первый Главный конструктор УР-500;

- Виталий Андреевич Выродов – ведущий конструктор УР-500, участник выбора схемы ракеты;

- Эдуард Тимофеевич Радченко (в последующем Заместитель Генерального конструктора, лауреат премии Правительства РФ);

- Юрий Александрович Колосков (лауреат Государственной премии СССР, в последующем Главный ведущий конструктор темы УР-500К);

- Николай Николаевич Миркин – начальник комплекса двигательных установок;

- Владимир Федорович Гусев (в последующем Главный ведущий конструктор темы «Протон-К»);

- Григорий Абрамович Хазанович – Главный конструктор темы «Протон» в 1994-2002 годах, Заслуженный конструктор РФ и многие другие.

Сегодня ракета-носитель «Протон» составляет основу Федеральной космической программы России и является единственной в размерности носителей тяжелого класса, активно используется в интересах Министерства обороны и коммерческой деятельности по выведению космических аппаратов на высокую круговую и геостационарную орбиты.

Если представить себе невозможное, а именно, что Генеральный конструктор Владимир Николаевич Челомей создал только лишь один единственный комплекс «Протон-К», то и этого хватило бы, чтобы его имя навсегда было вписано в мировую историю ракетной техники.

Леонид Шелепин,

главный специалист отдела 14-26

 

P.S.: К сожалению, не располагаю сведениями об участниках создания ракеты УР-500 завода имени М.В. Хруничева и ОКБ «Вымпел».

При подготовке публикации использованы материалы ОАО «ВПК «НПО машиностроения», напечатанные в открытой печати, материалы Интернет-изданий, а также любезно предоставленные Г.А. Хазановичем, участником разработки ракеты УР-500, Главным конструктором темы «Протон» в 1994-2002 годах.

 

 

 

КОСМИЧЕСКОЕ РУКОПОЖАТИЕ

 

Продолжая публикации памятных событий к юбилею первого полёта человека в космос, напоминаем, что в этом году исполнилось 35 лет совместному полёту советских космонавтов и американских астронавтов в соответствии с программой совместного космического эксперимента «Союз» - «Аполлон» (ЭПАС).

Этим полётом положено начало первому в истории космонавтики научному сотрудничеству между СССР и США. Сегодня никого не удивишь ни совместными международными экипажами на МКС, ни «катанием» космических туристов из разных стран. Наша публикация рассказывает, как всё это начиналось.

 

 

Из истории

В 1975 году были выведены на орбиту Земли два космических корабля – советский и американский. В составе советского экипажа корабля «Союз-19» были: командир корабля, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник Алексей Леонов и бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Валерий Кубасов.

Американский экипаж корабля «Аполлон» состоял из трёх человек: командира корабля, бригадного генерала ВВС США Томаса Стаффорда, пилота командного модуля Вэнса Бранда и пилота стыковочного модуля Дональда Слейтона.

Кто же они, эти космические герои, летевшие навстречу друг другу во имя будущего?

 

Обласканный Солнцем Алексей Леонов

В первом отряде космонавтов Алексей Леонов был очень заметным человеком. Его часто называли «обласканный солнцем». Это и за солнечный цвет волос, и за веснушки, щедро усыпавшие его подвижное лицо с озорными, всегда искрящимися глазами, за теплоту и сердечность в отношении к людям, за любовь к шутке, к юмору.

Его дорога к профессии была пряма и решительна. В 1953 году с комсомольской путёвкой в руках он оказался в прославленном Чугуевском военном авиационном училище, на родине великого художника Репина.

Начиналась космическая эра. Острее всего это чувствовали лётчики. После запуска 1-го искусственного спутника Земли, Леонов писал другу: «Зреет что-то грандиозное. Скоро начнётся штурм высот более серьёзных, чем стратосфера… Не могу же я летать всё время над землей, если люди готовятся оторваться от Земли!» Знаменательный 1960 год. Молодой лётчик, после подачи рапорта, попал в состав первого отряда космонавтов, который впоследствии назовут «гагаринским». С тех пор он всегда стоял в первой шеренге космонавтов, готовых на самое новое, самое сложное дело. Это подтвердилось в 1965 году, когда второму пилоту корабля «Восход-2» поручили покинуть корабль и остаться в безопорном пространстве космоса в одном скафандре, один на один с неведомым.

 

Особый характер Валерия Кубасова

К работе с космическими проблемами Валерий Кубасов приступил на два года раньше А. Леонова, только не в Звёздном городке, а в конструкторском бюро академика С.П. Королева.

С 1958 года он жил одной мыслью – создать вместе с коллективом КБ космический корабль, на котором можно было летать вокруг Земли. Тогда он не задумывался о собственном полете в космос.

У молодого инженера ещё в школе были замечательные математические способности. В полной мере они проявились в институте и в КБ. По мнению Кубасова, «чем сложнее расчет – тем он ближе к поэзии». После полёта Юрия Гагарина, у инженера Кубасова впервые появилась в душе мечта самому побывать в космосе, проверить на деле, как служат приборы, в разработку которых было вложено столько сил и труда его товарищей и его самого. Так он попал в Центр подготовки космонавтов, где и познакомился со своим будущим командиром Алексеем Леоновым.

После полета на корабле «Союз-6», В. Кубасов вернулся в КБ и продолжил работу над подготовкой нового старта в околоземное пространство. Спустя некоторое время его утвердили на должность бортинженера экипажа «Союз-19».

 

Астронавт Томас Стаффорд

Родился 17 сентября 1930 года в штате Оклахома, окончил военно-морскую академию в 1952 году и школу летчиков-испытателей на авиационной базе ВВС «Эдвардс» в 1959 году. Весь мир, ошеломленный полетами советских ракет в сторону Луны и Венеры, восторженно рукоплескал Юрию Гагарину. Его слава окрылила Т. Стаффорда, летчика, налетавшего около 8000 часов в воздухе, и он попадает во вторую группу астронавтов. С сентября 1962 года – в отряде астронавтов. Всего совершил 4 полета в космос, в том числе на корабле «Аполлон-10», облетевшем Луну. Руководство NASA, учитывая его опыт космических полетов, приняло решение назначить его командиром корабля «Аполлон» для участия в полете с кораблем «Союз-19» по экспериментальной программе «Аполлон – Союз» (ЭПАС).

Участие в совместной программе ЭПАС стало для Стаффорда прекрасным финалом его лётной биографии.

«Мне очень хотелось участвовать в этом полете, - говорил астронавт. – Я всегда с большим уважением относился к достижениям русских в космосе, и не сомневался, что наверняка приму участие в подготовке и осуществлении этого проекта». После возвращения на Землю он покинул NASA и стал руководителем крупного авиационного испытательного центра.

 

Думающий и работающий Вэнс Бранд

Родился 9 мая 1931 года в штате Колорадо, окончил Колорадский университет в 1953 году. Служил в корпусе морской пехоты, но небо тянуло Бранда и, после прохождения летной подготовки, он получил квалификацию летчика. В 1960 году окончил отделение астронавтики Колорадского университета. Дважды побывав в космосе в составе экипажей «Аполлон-8» и «Аполлон-13», он, в 1966 году, был зачислен в экипаж астронавтов ЭПАС. На вопрос, почему он ушел из авиации, Бранд ответил: «Я не люблю одиночества. Может быть, поэтому расстался с небом. Четыре тысячи шестьсот часов в самолете – это почти двести дней. Вот в моем домашнем экипаже, не считая меня, пять человек – жена Джоан и четверо детей. Знаете, как это хорошо, как весело!».

Его одержимость экспериментальным совместным полетом отразилась в его фразе, которую он сказал по-русски: «Работать, работать! У нас мало времени и много дел». Вспомнив русскую пословицу, он её перефразировал на свой лад: «Одна голова – хорошо, две головы – американская и советская – ещё больше хорошо!»

 

Космический ветеран Дональд Слейтон

Родился 1 марта 1924 года в штате Висконсин. Окончив школу летной подготовки, во время второй мировой войны сражался в небе против милитаристской Японии. По окончании Миннесотского университета и школы летчиков-испытателей на авиабазе «Эдвардс», в апреле 1959 года был зачислен в отряд астронавтов. Его богатейший организаторский опыт и авторитет боевого летчика послужили основанием назначить его пилотом стыковочного модуля в совместной программе «Аполлон-Союз».

Никто из астронавтов в таком возрасте в космос не летал. Незадолго до старта ему исполнился 51 год. Попал он в экипаж благодаря своим научным знаниям, жизненному опыту, мастерству летчика-испытателя, званию почетного доктора в области ракетно-космической техники.

Слейтон не стеснялся своего возраста. Он говорил: «Лучше быть пятидесятилетним новичком, чем пятидесятилетним неудачником. Я счастлив, что выбран для этого полета. Горжусь, что мой первый шаг в космос будет сделан вместе с советскими космонавтами. Счастлив ещё и потому, что совместный полет ставит перед собой гуманные цели. Осуществление его позволит внести важный вклад в обеспечение безопасности космических полетов, а, следовательно, и в освоение околоземного пространства в интересах мировой науки, а значит, и всего человечества».

 

Хроника полета

Оба корабля стартовали с разницей почти в семь часов, один с космодрома Байконур, другой – с мыса Канаверал штата Флорида.

Через двое суток, 17 июля, корабли сблизились на стыковочное расстояние, и в 19 часов 09 минут «лепестки» стыковочных кораблей коснулись друг друга. – Есть контакт! – раздался радостный возглас Леонова.

После окончательной стыковки, экипажи произвели наддув двух кораблей до одинакового давления. И, наконец, в 22 часа 19 минут командиры советского и американского экипажей обменялись крепким рукопожатием в переходном тоннеле. Этот момент отныне вошел в историю международной космонавтики. Рукопожатие в космосе стало символом сотрудничества двух великих космических держав, от которых зависят мир и спокойствие на Земле.

Этот полет открыл новые перспективы международного сотрудничества в освоении космического пространства. Ярким примером такой работы являются сегодняшние полеты космонавтов России, астронавтов США, Канады, Японии, Европейского космического агентства на Международную космическую станцию.

 

 

На снимках:

1. Встреча экипажей «Союза» и «Аполлона» с президентом Академии наук СССР академиком М.В. Келдышем

2. Стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон»

Материалы подготовил Владимир Птецов