30 ИЮНЯ – 103-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА ЧЕЛОМЕЯ

Уважаемые читатели, ко дню рождения Владимира Николаевича Челомея мы предлагаем вашему вниманию материал, который был написан А.Г. Леоновым, Генеральным директором, Генеральным конструктором, и Г.А. Ефремовым, Почетным Генеральным директором, Почетным Генеральным конструктором ВПК «НПО машиностроения», для размещения в книге «Военно-промышленная комиссия: люди и свершения», посвященной 60-летию со дня образования Военно-промышленной комиссии.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР АКАДЕМИК В.Н. ЧЕЛОМЕЙ

Среди десятков выдающихся творцов и организаторов производства боевой техники сложно найти другого человека, которому удавалось бы успешно проектировать и создавать столь различное по типу и решаемым задачам вооружение. Сегодня, по прошествии более 30 лет после его смерти, отчетливо виден масштаб личности и грандиозность замыслов Владимира Николаевича Челомея – одного из величайших конструкторов советской эпохи.

Академик, Генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, кавалер пяти орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции, депутат Верховного Совета СССР.
Стараясь подвести итог творческой жизни В.Н. Челомея, необходимо подробно остановиться на его вкладе в решение задач национальной безопасности страны, который, несомненно, определяет его достойное историческое место среди великих личностей СССР.
Будущий конструктор и ученый Владимир Николаевич Челомей родился в городе Седлец, Привислянского края Российской Империи (ныне г. Седльце на территории Польши), рос и формировался в подлинно интеллигентной среде. Его родители – Николай Михайлович и Евгения Фоминична – были учителями. Когда он был еще совсем маленьким, семья переехала в Полтаву – на родину матери, подальше от приближавшегося района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне. Поселились Челомеи в доме под одной крышей с потомками А.С. Пушкина и родственниками Н.В. Гоголя – семьей Данилевских. И дети, и взрослые подружились и жили, словно одна большая семья. Это соседство, по признанию самого Владимира Николаевича, в немалой степени повлияло на его воспитание и формирование характера. Еще в раннем детстве он выучился играть на фортепиано, познакомился с классической литературой, произведениями изобразительного искусства, с популярными трудами по истории науки и техники.
Уже в школе он выделялся четкостью и ясностью мышления, и многие одноклассники обращались к нему с просьбами объяснить трудные места из школьного материала. Каждое приобретенное самостоятельно знание казалось ему новостью, важным открытием, которое надо записать и сообщить другим.
В 1932 году восемнадцатилетний Владимир Челомей поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. Сейчас это Национальный технический университет Украины. Именно в студенческую пору ярко проявился инженерный дар Челомея: его умение найти «больной» узел в сложной машине, исследовать причину «болезни» и, в конце концов, дать рекомендации, как от нее избавиться. За время учебы Владимир Николаевич написал множество статей по теории колебаний и динамической устойчивости упругих систем, из них 17 были напечатаны.
На последних курсах Владимир Челомей получил разрешение свободно посещать лекции и сдавать экзамены экстерном. В 1937 году, на год раньше положенного срока, он с отличием окончил институт. Его дипломная работа «Колебания в авиационных двигателях» была признана равнозначной кандидатской диссертации.
В 1939 году В.Н. Челомей защитил в Киевском политехническом институте кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций». А уже в 1940 году молодой ученый был принят в специальную докторантуру при Академии наук СССР в числе лучших кандидатов наук, выдвинутых от всех республик. Ему была назначена Сталинская стипендия.
К сожалению, помешала война – докторскую диссертацию Владимир Николаевич защитил только в 1951 году.
С начала Великой Отечественной войны В.Н. Челомей работал в ЦИАМе имени П.И. Баранова, где в 1942 году им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов, разработанных им и другими конструкторами.
В 1944 году, после смерти Н.Н. Поликарпова, 30-летний Владимир Челомей был назначен «директором и главным конструктором завода №51 НКАП с оставлением на работе в ЦИАМе». Заводу было поручено начать разработку, изготовление и отработку принципиально нового вида оружия для Армии, Военно-воздушных Сил и Флота – самолетов-снарядов. За 9 лет были созданы и доведены до стадии принятия на вооружение самолеты-снаряды 10Х, 16Х, 10ХН, 14Х. ОКБ завода № 51 в то время было единственным в стране предприятием, которое занималось одновременно разработкой ракет и двигательных установок для них. Однако 19 февраля 1953 года Правительством СССР было принято постановление о прекращении работ, которые велись под руководством В.Н. Челомея, и передаче завода № 51 вместе с его ОКБ А.И. Микояну в качестве филиала ОКБ-155.
Но сдаваться и опускать руки было не в характере Владимира Николаевича Челомея, поэтому, даже будучи лишенным коллектива, он продолжал работу. И шанс на возрождение выпал в 1954 году, когда была организована «Специальная конструкторская группа» (СКГ), на которую были возложены задачи по разработке и созданию крылатых ракет для перевооружения Военно-Морского Флота.
В начале 50-х годов над СССР нависла реальная угроза оказаться беззащитным перед лицом возрастающей военной мощи США и их союзников по блоку НАТО.
Стартовые позиции баллистических ракет средней дальности, вооруженных ядерными боеголовками, придвинутые вплотную к границам СССР, создавали для вероятного противника огромное преимущество и могли изменить военно-политическую обстановку в мире.
После испытаний в августе 1953 г. в СССР термоядерного заряда остро встал вопрос о вариантах его доставки до потенциального противника. В первую очередь имелись в виду, конечно, США. Ввиду важности к решению этой задачи были подключены и авиация, и ракетчики, и моряки. Партия и Правительство активизировали работы по первой межконтинентальной баллистической ракете Р-7, а по крылатым ракетам для ВМФ в 1955 году организовали конкурс среди конструкторов. Было поручено разработать ряд проектов крылатых ракет: П-10 Г.М. Бериеву, П-20 – С.В. Ильюшину и П-5 – В.Н. Челомею.
И тут Владимир Николаевич проявил себя во всем блеске своего таланта неиссякаемого в творческой энергии организатора и подлинного борца.
Самое известное, но далеко не единственное изобретение В.Н. Челомея – раскрывающееся в полете крыло и старт с коротких направляющих – изменило облик ракетного оружия и его носителей и используется во всем мире. Именно благодаря этому изобретению крылатые ракеты получили такое широкое распространение.
При создании комплекса впервые в мире были решены сложнейшие научно-технические проблемы, к числу которых, прежде всего, следует отнести старт крылатой ракеты непосредственно из контейнера подводной лодки со сложенными крыльями и раскрытие крыльев в полете за минимально возможное время (0,6-0,7 с).
В ходе проектирования ракеты П-5 был реализован ряд оригинальных конструкторских решений, таких как автомат синхронного раскрытия крыльев, конструкция топливного бака, являющегося несущей частью фюзеляжа, система охлаждения и др.
Благодаря необычным решениям в конструкции ракеты и подводной лодки с пусковыми малогабаритными контейнерами (главный конструктор ПЛ П.П. Пустынцев) конкурс, за явным преимуществом, был выигран В.Н. Челомеем. В 1959 году комплекс ракетного оружия со стратегической крылатой ракетой П-5 был принят на вооружение ВМФ.
Необходимо отметить, что оценка вклада ракетостроителей в решение задач обеспечения стратегического сдерживания в период 1954-1960 гг. пока не получила объективной оценки отечественных историков. Рассмотрим факты: было проведено 6 пусков ракеты Р-7 С.П. Королева (4 в Плесецке и 2 – на Байконуре), ракеты М.К. Янгеля еще и вовсе не были межконтинентальными. В то же время комплексы с КР П-5 были развернуты на четырех типах подводных лодок ВМФ (пр. 644,655,651 и 659-атомная) в количестве более 200 ракет. И у берегов США и Европы «сторожили мир» именно эти ядерные силы.
Так Челомей расправил крылья своего творчества.
Едва только вырисовались аэродинамическая и компоновочная схемы КР П-5 (защита эскизного проекта П-5 прошла в феврале 1956 года), как Челомею была поручена особая задача. В середине 1956 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании комплексов противокорабельных ракет П-35 и П-6.
В СССР было решено отвергнуть симметричную с США программу развития Военно-Морского Флота (ВМФ) и остановиться на асимметричном ответе – постройке подводных лодок с комплексами противокорабельных ракет (ПКР). Это было необходимо, так как угроза со стороны ВМС Запада была реальной, к десяткам обычных авианесущих кораблей уже изготавливались атомные авианосцы – плавучие аэродромы с ядерным оружием США. Уже в 1961 году был введен в строй авианосец «Энтерпрайз».
Экономичный и эффективный ответ Челомея последовал незамедлительно.
В 1956 году началась разработка первой противокорабельной крылатой ракеты П-6 – телеуправляемой ракеты, стартующей с подводной лодки в надводном положении.
Для стрельбы за радиогоризонт ракета после старта набирала высоту до 7000 м и летела в режиме «поиска цели». Головка самонаведения (ГСН) через радиотрансляционную аппаратуру позволяла оператору лодки производить поиск цели и направлять на нее ракету. После этого подводная лодка могла начать погружение. В соответствии с полученной командой ракета снижалась до 100 метров и летела горизонтально, а ГСН сопровождала цель до момента ее поражения ракетой.
В то время ракета П-6 была грозным оружием. Дальность стрельбы П-6 – 250 км, стартовый вес – 5,6 т, скорость полета 1450-1650 км/ч.
В это же время была разработана противокорабельная крылатая ракета П-35, которая была предназначена для вооружения надводных кораблей. Она отличалась от П-6 меньшей длиной за счет уменьшения длины маршевого двигателя. Долгие годы ракеты П-35 стояли на во-оружении ракетных крейсеров пр.58 «Грозный» и пр.1134 «Адмирал Зозуля», которые явились первыми в мире специализированными ракетными кораблями.
Ракета П-35 вошла в состав берегового подвижного противокорабельного комплекса «Редут».
Комплекс ракетного оружия с ПКР П-35 был принят на вооружение кораблей ВМФ в 1962 году, а в 1964 году – комплекс ракетного оружия П-6 для ПЛ пр.675 и 651. В короткий срок ПЛ пр. 675 было построено 29 единиц, а ПЛ пр. 651 – 16 единиц.
До середины 70-х годов прошлого века ракеты П-6 и П-35 составляли серьезную угрозу для американских авианосцев и других надводных кораблей. Они стали основой отечественной антиавианосной системы оружия. Таким был наш асимметричный (и, по оценкам, примерно в 20 раз более дешевый) ответ на внешнюю угрозу.
Работы по тематике оперативно-тактических и оперативных КР интенсивно велись В.Н. Челомеем и его КБ и в последующие годы. Владимир Николаевич Челомей и его коллектив сдают на вооружение комплексы противокорабельных ракет с первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом «Аметист», затем ПКР «Малахит», комплекс с ПКР большой дальности «Базальт», универсальный ракетный комплекс «Гранит». Благодаря их высоким летно-техническим характеристикам (возможности старта из подводного и надводного положения носителей, сверхзвуковой скорости полета, загоризонтной дальности стрельбы) наш Военно-Морской Флот получает лучшее в мире ракетное оружие.
Крылатыми ракетами для ВМФ разработки В.Н. Челомея были оснащены почти 80% ракетных надводных кораблей и 100% подводных лодок – носителей крылатых ракет. Недаром Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков называл В.Н. Челомея «создателем национального оружия – противокорабельных крылатых ракет, основы антиавианосной системы вооружения советского флота».
Создавая ракеты с большой загоризонтной дальностью стрельбы, предприятие столкнулось с проблемой целеуказания таким ракетам. Челомей решает и эту задачу нетривиально – на море надо смотреть из космоса! И вот, в 1959 году В.Н. Челомей по согласованию с ВМФ предложил Н.С. Хрущеву идею создания космической системы «УС», состоящей из 7-10 космических аппаратов. Эта идея была весьма актуальной, хотя и необычной – так еще не делал никто в мире. В 1960 году Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) была поручена В.Н. Челомею и его КБ.
Создание МКРЦ потребовало разработки новых космических ракет-носителей с быстрым развертыванием группы КА. И уже в 1961 году ОКБ-52 был предложен проект ракеты-носителя УР-200, ставшей одновременно и боевой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). При этом мало кто из аналитиков и историков заметил, что еще до выхода Постановления по УР-200, в 1960 г., вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР с поручением В.Н. Челомею разрабатывать ракету УР-500 (8К82), изначально задумывавшуюся как тяжелая боевая ракета под ядерный заряд мощностью 50-100 Мт.
Однако после попыток спроектировать для нее шахту и анализа потенциальных целей было признано нецелесообразным иметь такое боевое «чудовище».
Таким образом, УР-500 превратилась в ракету-носитель. Впервые стартовав в 1965 году, она вывела на орбиту научную станцию «Протон» потрясающего по тем временам веса – 12,2 тонны, созданную также на фирме В.Н. Челомея, унаследовав от нее и название, под которым сегодня известна во всем мире. А когда у «Протона» появилась третья ступень, то в ноябре 1968 года запустили уже 17-тонную научную лабораторию и тоже собственной разработки.
Так, повторяя историю королевской Р-7, боевая ракета УР-500 превратилась в космического извозчика, продолжающего трудиться и сегодня, по истечении 50 лет.
Однако вернемся к внешнеполитическим вызовам, на которые пришлось ответить Генеральному конструктору. После решения задачи поражения авианосцев В.Н. Челомею досталась еще более масштабная задача – с 1961 года в США стали развертывать тысячу боевых стартов с МБР «Минитмен». В СССР вызов со стороны США был принят.
После трудного опыта с разработкой МБР на фирмах Миноборомпрома руководство страны поручило ответ на этот вызов искать Минавиапрому и конкретно – коллективу Владимира Николаевича Челомея. Постановление по УР-100 (так назвали МБР легкого класса массового развертывания) вышло 30 марта 1963 года.
Задание было экстраординарное, поскольку форсирование программы «Минитмен» делало превосходство США угрожающим – число МБР США в 1963 г. превосходило число МБР в СССР в 6 раз.
Ракета УР-100 была в то время самой легкой (стартовая масса 42 тонны) межконтинентальной баллистической ракетой (дальность стрельбы более 10 тысяч километров) в Советском Союзе. Этот проект отличали оптимальные параметры ракеты, а в комплексе была впервые предусмотрена ее ампулизация (хранение на боевом дежурстве в заправленном жидкими компонентами топлива состоянии), что обеспечивало малое время готовности УР-100 к пуску.
Разработка комплекса велась в филиале № 1 ОКБ-52, Фили. Серийное производство ракет было налажено на Машиностроительном заводе им. М.В. Хруничева (ЗИХ).
Ракетный комплекс с МБР УР-100 был принят на вооружение Постановлением от 21 июля 1967 года, а его модификация с УР-100М – Постановлением от 3 октября 1972 года. МБР УР-100 стала самой массовой отечественной МБР. Так, если в 1964 году американцы имели более 900 МБР, а СССР располагал общим количеством менее 200 МБР, и при этом ракет разработки нашего ОКБ-52 в эксплуатации еще не было, то к 1970-му году против 1000 американских мы имели 1400 советских МБР, в том числе около 1000 наших «соток». Таким образом, усилиями многих тысяч ученых, инженеров и производственников ко-операции предприятий во главе с ОКБ-52/ЦКБМ была решена грандиозная по своему результату задача – достижение стратегического паритета СССР и США.
Решить эту задачу позволило, в том числе, очередное изобретение – применение биметаллов в двигательных установках ракеты и размещение ракет в транспортно-пусковых контейнерах на заводе-изготовителе. Были использованы и малогабаритные ядерные заряды, созданные Минсредмашем.
Однако заокеанские «затейники» уже в 1968 году бросили нашей стране новый стратегический вызов – оснащение разделяющимися головными частями всех своих МБР и БРПЛ.
Вновь возникла угроза превосходства США, ведь не шутка – в десять раз увеличить число ядерных боеголовок. После длительных конкурентных «боев» всех ракетчиков страны осенью 1969 года под Ялтой состоялось заседание Совета обороны под председательством Л.И. Брежнева. По итогам заседания было принято решение о создании 8 (!!!) новых стратегических ракетных систем.

На снимках: 1. В.Н. Челомей.
2. В.Н. Челомей с сотрудниками завода № 51. 1945 год.
3. Награждение ОКБ-52 Орденом Ленина. На трибуне – Н.С. Хрущев, С.М. Буденный, П.В. Дементьев, Д.Ф. Устинов. Выступает В.Н. Челомей. 1959 г.
4. Пуск КР П-5 с подводной лодки.
5. Н.С. Хрущев, В.Н. Челомей, министр обороны Р.Я. Малиновский и другие на крейсере «Адмирал Ушаков» во время показательных пусков крылатых ракет на Северном флоте. 1962 г.
6. Пуск крылатой ракеты П-35 с берегового подвижного ракетного комплекса «Редут».
Продолжение следует


 

ВЫРУЧАЙ-СЛУЖБА

Перегорела лампа, сломался замок, барахлит телефон или компьютер, с этими и еще десятками других проблем и даже жалоб работники нашего предприятия звонят по номеру 121. Он доступен 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

– Здравствуйте, «Система-121», что у вас случилось?– Вежливо и по-деловому приемщики заказов отвечают на звонки. В будни с 8.30 до 17.30 заявки от работников фирмы принимают два оператора Елена Телегина и Лариса Чурьянова, а в ночное время к телефону 121 подходит ответственный дежурный.
Все заявки регистрируются. Так, в прошлом году (напомню, «Система-121» начала свою работу 11 января 2016 г.) операторы приняли 3080 заявок. За I квартал 2017 года поступило уже 920 обращений. На предприятии о «Системе-121» быстро узнали!
«Мы просим назвать отдел, имя и фамилию звонящего, а также номер его рабочего телефона, выясняем суть проблемы. Затем регистрируем заявку и передаем ее соответствующей службе, например, электрикам или сантехникам, коменданту корпуса и так далее. Где-то есть диспетчеры, а где-то на наш телефонный звонок отвечают сами исполнители», – рассказала приемщик заказов Елена Телегина. Все заявки операторы держат на контроле. После того, как служба, устранявшая проблему, сообщает о том, что вопрос решен, Елена или Лариса перезванивают человеку, подававшему заявку, чтобы убедиться - проблемы больше нет. «А если так никто и не пришел, то выясняем, почему нет реакции, – добавила Лариса Чурьянова. – В среднем исполнение заявки занимает от нескольких часов до трех дней. С вычислительной и оргтехникой дольше – во-первых, из-за ее сложности, во-вторых, ее на предприятии много. За год работы у нас выстроились добрые отношения со всеми ремонтными службами: электриками, сантехниками, кровельщиками, мастерами по обслуживанию кондиционеров, связистами, механиками, плотниками и мастерами комплекса 28. Мы наладили с ними связь – как только они устраняют проблему,  сообщают о том, что работа проделана. Потом мы звоним «потерпевшим» и все еще раз уточняем».
«Система-121» подарила работникам нашего предприятия самое дорогое – время. Если раньше нам всем нужно было сначала подумать, кто исправит ситуацию, потом дозвониться до «ремонтника», а ведь он может быть на другой заявке, то теперь эта «розыскная» работа лежит на плечах приемщиков заказов «Системы-121». Они постоянно на телефоне.
У каждой на столе по два аппарата: один у обеих привязан к короткому номеру 121 (телефон Ларисы предназначен для внутренних звонков, у Елены - для внешних). Ведь иногда электрика или коменданта корпуса проще «поймать» по сотовому, чем по местному.
Сейчас львиная доля заявок принимается «Системой-121». Работники фирмы охотнее звонят именно на короткий номер, так как знают - заявка не останется без внимания. Приемщики заказов скромно признаются: «От нас на самом деле мало что зависит. Мы можем только просить ту или иную службу отреагировать более оперативно, убеждаем, что это срочно».
Даже необычным заявкам в «Системе -121» стараются «дать ход». Недавно бродячие собаки напали на женщину возле  корпуса 24, приемщики сообщили в цех благоустройства (18-19), те вызвали службу отлова. Зимой часто звонили по поводу уборки снега и гололеда.
«Часто звонят и просят выделить грузчиков. Например, нужно перенести мебель, сейф, доставить компьютеры, принтеры, а в отделе одни женщины. К сожалению, такую работу у нас на фирме никто не выполняет, просто нет такой службы, – рассказала Лариса Чурьянова. – Бывают звонки, что называется, не по адресу. Например, на стоянке машины заблокировали одно авто, и человек не мог уехать. В этой ситуации мы оказались бессильны. Или вот с проходной иногда звонят и разыскивают какого-нибудь работника предприятия. Мы отзываемся – ищем по справочнику».   
Дисциплина, порядок, конкретика – к этому приемщики заказов «Системы-121» привычны давно, обе раньше работали в воинский частях. Четко и по делу они общаются и с заказчиками, и с исполнителями. На вопрос: «Как вам удается всегда быть вежливыми и доброжелательными?» – женщины дружно ответили: «Это одна из наших главных задач в постоянном общении с работниками». И пока Елена и Лариса справляются. Конечно, это непросто, особенно когда на них возложена еще и контролирующая функция.
Слова благодарности за свою работу они слышат от «постоянных клиентов», кто в день оставляет по несколько заявок. Таких, как заместитель директора комбината питания (31-60) Светлана Энис. Вот что она рассказала о своем опыте обращения по номеру 121: «В комбинате питания очень много оборудования, и мы постоянно обращаемся по поводу ремонта. Случаются и непредвиденные «аварии». На наши заявки реагируют очень быстро. Я предпочитаю лично следить за исполнением заявки. Так что получается двойной контроль. В «Систему -121» всегда приятно обращаться. Звоню только им, так как для нас важно, чтобы заявка регистрировалась – это гарантия ее исполнения. С появлением короткого номера 121 стало гораздо удобнее работать, спасибо этой системе». 
А вот отзыв помощника начальника отделения 07 Елены Страховой: «Система-121» всем нам облегчила работу. Если звонить напрямую в службы, то часто у них нет времени к нам сразу прийти, оставляем заявку, ждем. Там про нее могут забыть. А «Система-121» держит все на контроле. Диспетчеры ответственно подходят к работе. Спасибо, что они добрые, отзывчивые, что контролируют исполнение заявок. В неделю у меня бывает 5-6 различных заявок. «Система-121» замечательная. Давно надо было сделать так, чтобы она появилась!»
Наталья ПАИНЦЕВА
Фото Ильи Чурикова

 




ВСТРЕЧА ПРОФАКТИВИСТОВ

Недавно в конференц-зале корпуса 16 была проведена встреча профсоюзного комитета с профактивом предприятия.
По традиции она началась с награждения спортсменов-участников завершившихся чемпионатов предприятия по шахматам среди мужчин, настольному теннису (мужчины) и бильярду (женщины). Все чемпионаты были посвящены 40-летию Профобщемаша России.

В шахматах пьедестал почета остается прежним. Первое место завоевал Егор Иванов. Второе место – Вячеслав Земсков, третье – Павел Аверьянов.
В настольном теннисе произошли небольшие изменения. Если первое место уже давно удерживает за собой Александр Соколов, то двое других призеров поменялись местами. Второе место занял Андрей Бердников, третье – Андрей Нестеренко.
В бильярде среди женщин по сравнению с прошлым годом также произошли изменения. Первое место впервые завоевала неоднократная участница чемпионатов по этому виду спорта Светлана Гаврилина. Второе место у Софьи Власюк, которая впервые приняла участие в чемпионате. Третье место разделили Елена Мухарамова и Мария Салычева.
Всем чемпионам и призерам соревнований от имени профсоюзного комитета были вручены грамоты и денежные премии. Спортивные грамоты также были вручены еще двум участницам чемпионата по бильярду, впервые принявшим в нем участие, это Эльвина Камалова и Наталия Трошкина. Всем девушкам-спортсменкам, кроме наград, были вручены и цветы.
После небольшого перерыва церемония награждения была продолжена, но уже для профсоюзных активистов. Грамоты в связи с 40-летием Профобщемаша России были вручены наиболее отличившимся председателям профбюро, цехкомов, служб и членам профсоюзного актива подразделений.
Семь профсоюзных активистов от имени Президиума Профобщемаша России были награждены нагрудными знаками «За активную работу в профсоюзе». Этой высокой награды были удостоены члены профкома Л.В. Иванова и М.М. Толпекин. Они же возглавляют и профсоюзные организации в своих отделах. Также знаки были вручены председателям профбюро Л.Л. Алексеевой, В.П. Кульневой, О.А. Ржевской, Н.В. Трухачевой, Т.К. Пичужкиной.
В церемониях награждения приняли участие председатель профкома В.И. Алайкин и заместитель председателя профкома Л.И. Колокольчикова.
Еще одно награждение на этой встрече провел В.И. Булхов – председатель Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил предприятия. Он вручил знаки «Кадровый работник», «Ветеран труда», «Почетный ветеран труда» НПО машиностроения сотрудникам, которым были присвоены эти звания.
Далее до профактивистов была доведена информация о прошедшем ранее заседании профкома и принятых на нем решениях. В частности, профсоюзным комитетом было принято решение о закупке теннисного и бильярдного столов, которые будут находиться на втором этаже корпуса 1; о приобретении абонементов в плавательный бассейн на июнь; об экскурсионных поездках выходного дня для сотрудников предприятия и отдельно для молодежи – членов профсоюза.
До присутствующих также была доведена информация и об изменениях в составе комиссий профкома, которые обсуждались на заседании. В силу ряда причин в окончательном варианте состав комиссий и количество самих комиссий утверждены не были. Поэтому после дополнительных консультаций профком снова вернется к переформатированию комиссий профкома и их состава.
В завершение встречи по традиции не только прозвучали слова поздравления тем, кто отметил свои дни рождения в мае, но и был проведен небольшой концерт с участием Наталии Халиловой и Даниила Воробьева.

На снимках: 1. Награду получает С. Гаврилина.
2. Награждение Т.К. Куприяновой.
Профсоюзный комитет
Фото Леонида Варламова

 

 

ВЫХОДНЫЕ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Для самостоятельных путешественников, осваивающих без турфирм города России, мой рассказ наверняка будет полезен. Ранним утром в 6 ч. 30 мин. с Курского вокзала отправляется до Нижнего Новгорода скоростной поезд «Стриж». Время в пути (3,5 часа) пролетает незаметно. По желанию можно послушать радио, посмотреть фильм, попить чаю, позавтракать и угоститься разнообразными вкусностями, предложенными приветливым персоналом. В нашем вагоне был даже кулер с горячей водой. Возле старинного вокзала Нижнего Новгорода вниманию отдыхающих - торговые центры, на площади - остановки общественного транспорта. Всем, кто собирается отправиться по нашему маршруту, рекомендую разместиться в гостинице «Азимут». Небольшая доплата – и вы станете обладателем номера с шикарным видом на стрелку Оки и Волги, собор Александра Невского, Нижегородскую ярмарку.
Нас заселили раньше указанного времени, без доплаты, бронирование тоже обошлось без предоплаты. До размещения в отель (с вокзала мы поехали автобусом) можно отправиться в Нижегородский кремль. Если обойти его крепостные стены,  выйдем на смотровую площадку с видом на Чкаловскую лестницу. Ребятишкам очень понравилось, что в Кремле представлена военная техника, на которую можно забраться. У нас, взрослых, захватило дух от красивейших видов с огромной высоты на Волгу. Можно совершить пешеходную прогулку вниз к реке по живописным аллеям до храма или прогуляться через ворота Кремля по туристической Большой Покровке, изобилующей современными памятниками и окруженной старинными зданиями. Протяженность улицы – примерно полтора километра. Рекомендую до отеля доехать на такси (вы заплатите около 100 руб.) или общественным транспортом. Отель расположен на Дятловой горе, которая является излюбленным местом новобрачных. Спустившись по множеству ступеней вниз, можно посетить мужской монастырь. По пути не забудьте набрать воды из источника. Вниманию туристов предлагается довольно необычное развлечение – экскурсия на трамвае, т.к. протяженность пути до Кремля достаточно большая.
За два дня пребывания в Нижнем вы сможете успеть прогуляться по Рождественской улице, посетить удивительной красоты Рождественский храм, дойти до порта. В погожие летние дни незабываемое впечатление оставит речная прогулка по Волге. Также не оставьте без внимания Кафедральный Собор Александра Невского. Он величественный и очень красивый. Столько образов Богородицы мне еще нигде не доводилось видеть. В правом пределе находится образ Спасителя, существует небольшой «тоннель», по которому можно пройти только на коленях, как сказала монахиня: «пройти, в тишине помолиться».
Сувенирных лавок в городе множество. Перекусить тоже не станет проблемой, в городе много кафе, а недалеко от отеля магазин, где мы покупали вкуснейшую выпечку и готовую еду. Сам поход в магазин также представляет собою интересную прогулку через мост (с которого экстремалы даже прыгают), а молодожены украшают его «замочками верности». На смотровой площадке множество чаек. Их мы покормили прямо с рук. Спустившись по многочисленным ступенькам или прокатившись на роликах, оказываешься на Рождественской улице, с которой можно продолжить свое путешествие. Напомню, Нижний Новгород раньше назывался Горький – это родина известного советского писателя Максима Горького.
Обратный скоростной поезд «Ласточка» отправляется в 17 ч. 55 мин., время в пути – 4 часа. Нижний Новгород всем нам очень понравился, и мы уезжали оттуда с мыслями посетить его вновь.

На снимках: 1. Памятник Минину и Пожарскому.
2. Вид на Волгу со стороны Рождественского собора.
3. Нижегородский Кремль.
Мила ПУХОВА
Фото автора


 

АХ, БЕЛЫЙ ТЕПЛОХОД…

Теплым погожим вечером 10 июня молодежь АО «ВПК «НПО машиностроения» отправилась на речную прогулку. Теплоход «Флагман» отчалил от пристани в районе Новоспасского моста и за два с половиной часа путешествия по Москве-реке успел добраться до Киевского вокзала и вернуться обратно. В прогулке приняли участие 94 работника АО «ВПК «НПО машиностроения». Мероприятие было организовано Профсоюзным комитетом. О том, чем оно запомнилось, корреспондент газеты «Трибуна ВПК» узнал у непосредственных участников вечера: ведущего инженера-программиста Андрея Долголенко и экономиста II категории Анны Муриной.

Андрей Долголенко: – Я считаю, что прогулки на теплоходе – это хороший способ провести свободное время вместе с коллегами. Я уже второй раз посещаю это мероприятие. Эмоции только положительные. И если в первый раз меня интересовала собственно прогулка, то на этот раз я больше времени провел на нижней палубе, где с удовольствием потанцевал. Если говорить о музыкальном оформлении вечера, то лично мне не хватило более современных композиций. Ведь вечер все-таки молодежный. Но я думаю, в следующий раз это замечание будет учтено.
Анна МУРИНА: – Все прошло великолепно. Я была вместе с мужем, и мы оба довольны. Нам понравились и фуршет, и танцевальная программа. Особенно хотелось бы отметить хорошую организацию мероприятия. До причала нам не пришлось добираться самим. От станции Реутово мы доехали на специально заказанном профсоюзным комитетом автобусе, что сэкономило силы и время. В общем, большое спасибо за вечер!
Василий ХОРОШИЛОВ
Фото из Интернет-изданий