КАНДИДАТСКИЕ И ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В АСПИРАНТУРУ

26 декабря 2018 года экзаменационная комиссия под председательством первого заместителя Генерального директора А.В. Хромушкина в Центре ситуационного моделирования принимала кандидатские и вступительные экзамены в аспирантуру предприятия по специальности «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов».

Первой кандидатский экзамен сдавала Жанна Барабаш – заместитель начальника механосборочного цеха (21-20). Как и принято, председатель комиссии предложил экзаменуемому рассказать о себе и своей научной работе. Жанна сообщила, что работа над диссертацией, начатая на основе ее пилотного проекта внедрения в цехе MES-системы Fobos, со временем вышла за рамки управления цеховой информацией и пришла к исследованию производства моделей и механических конструкций летательных аппаратов. Жанна блестяще ответила на вопросы комиссии, в том числе об отличии ее системы от KANBAN, и заслуженно получила оценку «отлично».
Следующим вступительный экзамен сдавал выпускник 2017 года МГТУ им. Н.Э. Баумана, а ныне инженер-конструктор III категории конструкторского отдела 07-07 Артем Дорогов. Несмотря на небольшой стаж работы, Артем показал себя квалифицированным специалистом с широким научным кругозором. Его не поставили в тупик даже вопросы гуру в области газовой динамики, теплообмена, прогрева конструкции и тепловой защиты профессора В.В. Горского. Один из «секретов» состоял, видимо, в том, что научным руководителем Артема является ученый, профессор А.И. Маслов. Комиссия единогласно утвердила Артему оценку «отлично».
Если у Жанны и Артема пути к ученой степени сложно назвать «стандартными», хотя в науке говорить о «стандартных» путях можно очень условно, то путь Владимира Саврушкина – инженера-конструктора II категории отдела 08-11 – можно рассматривать как наиболее «типичный» образец для будущих аспирантов.
Во-первых, Владимир после окончания МГТУ им. Н.Э. Баумана отработал на предприятии 6 лет, приобретя за это время немалый производственный опыт. Во-вторых, он участвовал в научно-исследовательской работе по тематике подразделения. В процессе этой работы им была выявлена научная проблема, решение которой легло в основу его диссертации.
В-третьих, он уже проделал в этом направлении немалую часть работы: получил патент, опубликовал ряд научных статей, участвовал с докладами в Академических чтениях по космонавтике и Научно-технической конференции по перспективным разработкам ракетно-космической техники.
Неудивительно, что и на вопросы по специальности Владимир ответил на «отлично», а представленный им реферат был не только глубоко проработан, но и включал большой перечень актуальной (не старше пяти лет) литературы. После утверждения результатов экзаменов председатель комиссии А.В. Хромушкин дал поручение ученому секретарю комиссии Л.С. Точилову в 2019 году обновить программу вступительных экзаменов в аспирантуру совместно с секциями НТС, поздравил членов экзаменационной комиссии с наступающим Новым годом и поблагодарил их за хорошую работу.

На снимке: Жанна Барабаш первой сдает кандидатский экзамен.

Леонид ТОЧИЛОВ,


ученый секретарь НТС


Фото автора

 



КАК ЗАПРАВИТЬ РАКЕТУ?

Подготовка компонентов ракетного топлива и заправка изделия – ответственные и технически сложные мероприятия, предшествующие старту. Инженеры отдела 16-43 провели сравнительный анализ методов подготовки, которыми сейчас пользуются при запуске ракет-носителей с жидкостными ракетными двигателями, работающими на паре амил-гептил.

Заправка изделия ракетной техники происходит, как правило, непосредственно на стартовой позиции. Но прежде, чем топливо окажется в баках ракеты, его нужно привезти и подготовить. Так, компонент сначала доставляют на техническую позицию в цистернах по железной дороге. Сливают в специальные хранилища. Там же топливо проходит подготовку по температурным параметрам и степени насыщенности растворенными газами. Затем его перекачивают в автозаправщик, который отправляется на стартовую позицию, где и происходит заправка изделия РКТ.
У этого метода есть огромный плюс – он проверен десятилетиями. Это прозвучит парадоксально, но время работает против него, с годами такой способ подготовки топлива становится все менее надежным. Дело в том, что оборудование, которое используется, – это комплексы на старой технической базе, оставшейся в наследство от СССР. Они нуждаются в ремонте и восстановлении (хотя комплектующие уже никто не производит) и требуют серьезных финансовых вложений, в том числе на капитальный ремонт стационарных сооружений. Поэтому уже довольно долгое время ведутся поиски нового альтернативного метода подготовки компонентов ракетного топлива. И он был найден. Предлагается отказаться от использования стационарных хранилищ в пользу подвижных агрегатов термостатирования и насыщения ракетного топлива.
«Это мобильные агрегаты, которые осуществляют подготовку топлива также на технической позиции. Но из железнодорожной цистерны мы переливаем компонент не в хранилище, а сразу  в заправочные автоцистерны. Затем подстыковываем к этим цистернам агрегат термостатирования и газонасыщения и осуществляем подготовку. Далее в этих  же цистернах доставляем топливо на стартовую позицию», – в общих чертах обрисовал перспективный метод инженер отдела 16-43 Святослав Лемешев.
Конечно, озвученный перспективный метод не идеален, не отработан и сейчас можно только говорить о его предполагаемых достоинствах. Во-первых, это мобильность. Имея несколько комплексов, их будет легко «перебросить» в тот или иной регион, где планируется пуск. Во-вторых, агрегаты для подготовки топлива построены на современной элементной базе и в будущем позволят автоматизировать процесс подготовки компонента. В третьих, по сравнению с используемым перспективный метод безопаснее. «В качестве компонентов мы применяем амил и гептил, это вещества I класса опасности. Новый метод дает возможность сократить количество переливов, и, как следствие, опасных операций – перестыковок»,– отметил Святослав Лемешев.
По результатам технических проработок наше предприятие подало заявку на патентование «Способа подготовки компонентов топлива для заправки двигательных установок ракетной техники». В итоге получено положительное решение и патент № 2630347.
На снимке: пуск ракеты УР-100Н УТТХ.
Наталья ПАИНЦЕВА
Фото из архива предприятия






«САНИТАРНЫЕ ДНИ – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

В номере №45 за 2018 год газеты «Трибуна ВПК» в рубрике «Бревно в глазу» был опубликован материал о больших очередях в столовые комбината питания предприятия, которые чаще всего возникают в санитарные дни, когда одна из столовых закрывается. За разъяснением мы обратились в отдел формирования социальной политики (31-00).

Начальник группы отдела 31-00 С.Ю. Тюсов так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Количество работников, питающихся в столовых предприятия, увеличивается. Если в 2015-2016 годах в столовой обедали 450-500 человек в день при вместимости двух залов 290 человек, в 2017 г. количество питающихся составило порядка 650 человек в день. В 2018 году в столовых питались уже 760 человек в день, не считая буфета, через который проходит порядка 490 человек в день. Несмотря на это, руководством комбината питания принимаются все необходимые меры по сокращению очередей и обеспечению питанием работников предприятия в обеденный перерыв, даже в санитарные дни, которые проводятся на основании норм СанПин 2.3.6.1679_01. В санитарные дни столовая закрывается на санобработку и чистку помещений. Это делается, прежде всего, для безопасности работников предприятия, которые обедают в столовой»,– пояснил Сергей Тюсов.
Еще один нюанс заключается в том, что, как показал анализ количества питающихся, который был проведен отделом, самая большая нагрузка на столовую и буфет приходится с 12.00 до 13.00 часов.
«Связано это с тем, что это время выпадает на обеденный перерыв не только у некоторых наших работников, но в это же время в столовую и буфет приходят обедать студенты Аэрокосмического факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана. Работники предприятия по объективным причинам не всегда обедают в установленное трудовым распорядком обеденное время. Кто-то принимает пищу раньше, кто-то позже установленного официального перерыва. Вот из-за такого «наслоения» и возникают очереди. Поэтому всех работников предприятия мы просим отнестись к ситуации с пониманием», – обратился с просьбой Сергей Юрьевич.

Катерина КОРНЕЕНКОВА

 

 

ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Зима – время по обыкновению насыщенное научными событиями. Одним из важнейших мероприятий такого рода станут XLIII Академические чтения по космонавтике. В рамках Чтений 1 февраля состоится заседание 22-й секции имени академика В.Н. Челомея. Ее участником станет старший научный сотрудник отдела 08-08 АО «ВПК «НПО машиностроения», доцент кафедры вычислительной математики и математической физики факультета фундаментальных наук МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат физико-математических наук Михаил Иванов. В беседе с корреспондентом газеты «Трибуна ВПК» он поделился подробностями своего научного доклада.

Тема статьи, с которой Михаил Юрьевич и его соавторы будут выступать на чтениях, – «Разработка программно-математического обеспечения оптимального проектирования дроссельных систем синхронизации». Работа выполнялась коллективом авторов из АО «ВПК «НПО машиностроения» и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Вместе с М.Ю. Ивановым в ней приняли участие А.Ю. Бушуев, Д.В. Коротаев и Г.Ф. Реш. Статья посвящена вопросу оптимизации дроссельных гидравлических систем синхронизации исполнительных органов различного функционального назначения, работающих в условиях внешнего динамического нагружения, по критерию минимизации времени рассогласования их относительного перемещения в процессе выполнения прикладной задачи. Результатом работы стало программно-математическое обеспечение для проработки оптимальных (в смысле заданного критерия) конструктивно-компоновочных схем таких систем синхронизации. «Такие системы применяются во многих отраслях промышленности, например, в роботизированных устройствах, в конвейерных механизмах, в аэрокосмической технике. Они предназначены для синхронного перемещения различных элементов с помощью так называемых исполнительных органов, которые, как правило, функционируют в широком диапазоне различных по модулю и направлению внешних силовых воздействий. В этих условиях исполнительные органы могут двигаться неодновременно (с относительным запаздыванием или опережением, и, кроме того, для данных систем всегда можно найти оптимальное конструктивное решение,– пояснил актуальность работы Михаил Юрьевич. – Так, для решения этой проблемы в аэрокосмической технике используют специальные агрегаты ? стабилизаторы расхода. Однако в практике проектирования систем синхронизации возникают задачи, в которых внешние силовые воздействия заданы в достаточно узком диапазоне. В этом случае конструкцию системы синхронизации можно упростить – вместо стабилизаторов расхода использовать дроссельные шайбы, устанавливаемые в жидкостной магистрали каждого силового цилиндра».
Чтобы исполнительные органы перемещались синхронно и с минимальным запаздыванием, необходимо правильно подобрать такие дроссельные устройства в рамках заданного функционального критерия. Группа ученых создала автоматизированную среду проектирования, которая должна помочь проектировщикам решить такую задачу. По словам Михаила Юрьевича, в работе предложен эффективный численный метод многомерной оптимизации на основе модифицированного классического метода Хука-Дживса и современного генетического алгоритма с бинарным кодированием. Программный комплекс позволяет вычислять оптимальные значения коэффициентов расхода и геометрические характеристики дроссельных шайб при компьютерном моделировании нестационарного процесса синхронизации четырех силовых цилиндров, на исполнительные элементы которых воздействуют постоянные по модулю и различные по знаку силовые воздействия.
Данная работа больше предназначена для академических целей. Но Михаил Иванов считает, что она может быть расширена и до коммерческого продукта, который можно будет применять при проектировании систем синхронизации на производствах, так как она имеет и теоретическую, и практическую ценность.
Работа над программно-математическим обеспечением заняла у ученых около года. Но деятельность по разработке эффективных вычислительных алгоритмов, позволяющих проектировать стабилизаторы расхода, продолжается совместно с кафедрой аэрокосмических технологий факультета специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана. Михаил Юрьевич отметил, что это – 3-я работа их научного консорциума. Но основная задача, стоящая перед учеными, более широкая. Это разработка оптимальных в рамках заданного функционального критерия аэрокосмических топливных систем, а также новых эффективных вычислительных алгоритмов для компьютерного моделирования их функционирования, построенных на базе инновационных капиллярных гетерогенных устройств отбора газожидкостных смесей. Подразумевается, что другие разработки консорциума должны стать частью этой глобальной работы.
Идея для работы, с которой ученые примут участие в XLIII Академических чтениях по космонавтике, является продолжением другой работы консорциума. «В конце августа прошлого года мы с коллегами участвовали в 7-й международной конференции «Математическое моделирование в физических науках», проходившей в МГУ им. М.В. Ломоносова, с докладом на тему «Минимизация времени рассогласования перемещения исполнительных органов дроссельной системы синхронизации». Эта статья вышла в декабре в онлайн-сборнике на английском языке «Journal of Physics: Conference Series», индексируемом международной системой научного цитирования Scopus. На Челомеевские чтения мы предлагаем доклад, который стал развитием предыдущей темы»,– отметил Михаил Юрьевич.
В Академических чтениях по космонавтике Михаил Иванов принимает участие не впервые. В прошлом году он выступал на Челомеевской секции с докладом на тему: «Способ отбора жидкости из емкости с использованием адаптивных инерционно-капиллярных устройств». Он был подготовлен группой авторов, куда вошли Г.Ф. Реш, М.Ю. Иванов, А.Е. Новиков и Е.Г. Куранов.

Ирина БЕЖАНОВА
Фото Леонида Варламова




СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ

Как ранее рассказывала газета «Трибуна ВПК», в конце прошлого года на предприятии прошло первое общее собрание Молодежного объединения АО «ВПК «НПО машиностроения». Среди вопросов, которые задали молодые работники в ходе состоявшегося анкетирования, прозвучали вопросы-пожелания о создании отдельного печатного издания этой общественной организации или новой рубрики в газете «Трибуна ВПК». После обмена мнениями молодежные активисты пришли к выводу, что открывать самостоятельную газету – дело хлопотное, да и материалы в необходимом количестве вряд ли для этого наберутся. Было принято решение учредить молодежное приложение под названием «Неформат» в виде вкладыша к газете «Трибуна ВПК». Приложение планируется выпускать один раз в квартал, а по мере необходимости – и чаще.
Уважаемые читатели, в первом номере молодежного приложения мы предлагаем вашему вниманию ответы на часть наиболее часто задаваемых молодыми сотрудниками предприятия вопросов.

***
Вопрос. Хотелось бы наладить взаимодействие с учениками школ (абитуриентами) и студентами для улучшения имиджа предприятия, причем не только в Реутове, но и в других городах России.
Ответ. В настоящее время такая работа уже ведется. У предприятия налажено взаимодействие с учащимися всех школ Реутова, Балашихи, в том числе Железнодорожного, с московскими школами, расположенными поблизости от Реутова. Также установлены точечные контакты со школами из многих городов России. Если кто-то предлагает такое взаимодействие распространить и на другие школы, все предложения можно направлять в адрес Молодежного объединения. Они обязательно будут рассмотрены. Руководство предприятия с удовольствием поддержит эту инициативу и поможет в организации.

***
Вопрос. Возможно ли посещение спортзалов (фитнесклубов) не только в г. Реутов, но и в других ближайших городах Подмосковья?
Ответ. На предприятии предоставление физкультурно-оздоровительных услуг осуществляется на основании Порядка, утвержденного помощником Генерального директора по социальной политике О.А. Барминовой. Предоставляются эти услуги только в фитнес-клубах города Реутова. У нас заключен договор с двумя фитнес-клубами: «Спорт Лэнд», который находится в ТЦ «Карат» и «Джим-про», который располагается на улице Советской. Исходя из объема и качества услуг, стоимость абонемента в данных спортивных учреждениях варьируется. Например, в «Спорт Лэнде» стоимость годового абонемента, с учетом компенсации от предприятия, составляет 5500 рублей. В «Джим-про» стоимость абонемента несколько выше. Годовой абонемент, с учетом компенсации от предприятия в размере 5500 рублей, там стоит 14-15 тыс. рублей. В других фитнес-клубах, с которыми договор у нас не заключен, мы компенсацию не предоставляем. С порядком компенсации за посещение фитнес-клубов можно ознакомиться на портале предприятия в разделе «Социальная сфера».

***
Вопрос. Каждому сотруднику хотелось бы ежемесячно получать рассылку о возможном участии в конференциях как на предприятии, так и за его пределами.
Ответ. Информация о конференциях, на которые предприятие получает приглашения от организаторов, помещается на внутренний корпоративный портал в раздел «Аспирантура». Как правило, конференции проходят весной и осенью. Когда информация о датах проведения конференций в эти периоды становится известной, секретариат НТС публикует календарь конференций на полугодие в газете «Трибуна ВПК». Также «Трибуна ВПК» публикует статьи, рассказывающие об актуальных темах этих конференций.
Понятно, что конференций проводится больше, чем мы получаем приглашений. Поэтому молодые специалисты, интересующиеся какими-либо специализированными конференциями, могли бы самостоятельно найти о них информацию, посетить их и рассказать что-нибудь полезное читателям газеты «Трибуна ВПК».

***
Вопрос. Планируется ли ремонт спортивных помещений предприятия и их дооснащение? Также прошу обратить внимание на спортзал 24 корпуса: отсутствует душ, нет возможности переодеться, так как в курительную комнату постоянно проходят желающие затянуться сигареткой. Возможно ли открытие новых спортивных помещений на предприятии?
Ответ. Обращаем ваше внимание, что в 24 корпусе предприятия спортзала нет. То, что размещено на 7-м этаже и называют спортзалом, было организовано стихийно. У нас есть спортзал в 36 корпусе на 4 этаже, где находятся тренажеры, теннисные столы, и все желающие в обеденный перерыв, не в рабочее, а в свободное время, могут прийти и позаниматься спортом. Там есть место, где можно переодеться, есть раковина, санузел. Правда, отдельного душа там нет. Кроме того, по согласованию с администрацией, спорткомитет организует тренировки команд по подготовке к соревнованиям (футбол, волейбол, настольный теннис) в спортзале Делового комплекса «Мир». Со всеми предложениями можно обращаться к заместителю председателя спорткомитета Сергею Тюсову по телефону 55-79.
Спортивных помещений, соответствующих всем требованиям СанПиНа, оборудованных вытяжками и душевыми кабинами, на предприятии просто нет.
Профсоюзный комитет совместно с председателем спорткомитета предприятия Ю.И. Минаевым держит все спортивные мероприятия, проводимые на предприятии и вне его, на контроле. Мы знаем, где конкретно на территории предприятия они проводятся. По мере возможности для спортсменов-любителей закупается как предприятием, так и профсоюзным комитетом спортинвентарь: спортивные тренажеры и оборудование, теннисные столы.
Спорткомитет и профком в этой области работают по принципу: «Привлекать молодежь к здоровому образу жизни, не нанося вреда производственному процессу». Спорт – это очень важно, и сегодня придается большое значение спортивной составляющей в жизни общества. Но необходимо помнить, что мы работаем на предприятии, которое, в силу своего предназначения, должно уделять приоритетное внимание несколько иным вещам. В Реутове имеется спортзал в ДК «Мир», фитнес-центр, где можно заняться многими видами спорта в свободное от работы время. Полноценно заниматься спортом в обеденное время у нас на предприятии нереально. В течение 48 минут, отведенных на  перерыв, пообедать и позаниматься спортом невозможно.

***
Вопрос. Возможно ли повышение уровня знаний в своей профессии посредством посещения сотрудниками профильных лекций, семинаров в вузах?
Ответ. Обучение работников АО «ВПК «НПО машиностроения» проходит в соответствии с «Планом повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих предприятия» на год. План формируется отделом подготовки и развития персонала (33-02) на основании заявок, поступивших из подразделений. Все заявки должны соответствовать профилю деятельности подразделений и быть согласованы с руководителем по направлению деятельности.
Отдел подготовки и развития персонала организует повышение уровня знаний работников путем направления их на семинары, тренинги, конференции в учебные центры, образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы), институты повышения квалификации.
Направление на обучение получают после заключения договора между заказчиком (АО «ВПК «НПО машиностроения») и исполнителем (организацией, предоставляющей образовательную услугу).

***
Вопрос. Возможно ли организовать в дни праздников поздравление сотрудников по общезаводской системе связи, музыку и трансляцию важных событий, например, обсуждение Коллективного договора?
Ответ. По причине морального и физического износа, система радиотрансляции на предприятии отсутствует с 2015 года.
Существующая система оповещения по ГО и ЧС не рассчитана на трансляцию музыкально-развлекательных передач. Использовать ее целесообразно только для передачи коротких объявлений и сообщений. Кроме того, звуковые извещатели находятся только в коридорах корпусов, регулировка звука производится централизованно, поэтому длительные программы могут мешать работе сотрудников различных подразделений.

***
Вопрос. Предлагаю коллективное обсуждение новых идей и инновационных разработок гражданского направления.
Ответ. В целях поиска перспективных проектов продукции гражданского назначения в АО «ВПК «НПО машиностроения» действует система «Поиск», алгоритм которой включает в себя проведение обсуждения предложенных проектов экспертной группой. Считаем, что проведение коллективных обсуждений будет способствовать повышению качества экспертизы и интереса молодежи к технике и творчеству.
По всем вопросам можно обращаться в Центр экспериментальных технологий и гражданской продукции предприятия по тел.59-73.
Также на предприятии уже с начала 90-х годов действует такой инструмент, как Инновационный фонд. Из средств этого фонда финансируются в числе прочего и проекты гражданской продукции. Порядок подготовки заявок на формирование определен соответствующим Положением, которое размещено в разделе Корпоративного портала «Об Инновационном фонде».

На снимках: 1. Открытие инженерного класса в Лицее – одна из форм взаимодействия предприятия и образовательного учреждения.
2. ДК «Мир» – отличная площадка для проведения спортивных соревнований.

На актуальные вопросы и предложения молодежи предприятия отвечали: А.О. Дегтярев, С.В. Иванина, О.С. Измалкин, В.И. Алайкин, Н.И. Кравцов, Л.С. Точилов, С.Ю. Тюсов

 

 

 

ПРИГЛАШАЕМ НА МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ

В наше время очень модно говорить о развитии, о новациях и инновациях, о прогрессе и прочем движении вперед. Но большинство людей как жили, так и живут, особо не испытывая на себе никаких новых веяний, кроме инновационных оберток в супермаркетах. Но если представить, что ход нашей жизни, наше благополучие будет зависеть от принятых нами решений, что бы мы смогли преобразовать?

Новостные ленты пестрят различными воззваниями, ученые и бизнесмены докладывают о далеко идущих планах и стратегиях развития, но как и что делать на местах, непонятно. Задача вроде поставлена, но как ее выполнять, не вполне ясно. Мы периодически слышим о различных экономических форумах, где известные политики и общественные деятели во главе с Президентом Российской Федерации призывают к прогрессивному развитию, модернизации всего и вся и переходу к качественно новому уровню жизни, условиям работы и т.д.
«Если у нас есть мозги, если мы в состоянии их грамотно применить, то это означает, что мы сохраним лидерство в таких отраслях, скажем, как космос, ядерная энергетика, материаловедение и многое другое и приобретем новые. И не просто впрыгнем в последний вагон уходящего поезда, связанного с этой технологической революцией, а мы будем одними из лидеров там, где мы были всегда такими, и приобретем новые компетенции, чтобы стать лидерами в других областях», – заявил Владимир Путин на форуме профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» в Ярославле.
Была такая Ханна Арендт - немецко-американский философ ХХ века. Главной идеей в ее работах было «думать над тем, что мы делаем». По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности». Т.е. другими словами, от действий каждого отдельно взятого человека зависит направление движения всего человеческого сообщества.
Если мы хотим изменить условия своей жизни, мы должны начать с себя, задавшись вопросом: что я могу изменить? И это главный вопрос, который должен волновать каждого. Но он и самый сложный. Развиваться, и уж тем более развивать что-то – очень тяжелый труд, требующий отдачи умственных и душевных сил.
Форум «Взгляд молодежи на пути развития оборонных предприятий» был придуман как раз для того, чтобы выделить время, собраться всем вместе и подумать над тем, что мы можем сделать, чтобы жить лучше. И это не пафосные слова. Треть жизни мы проводим на работе и, совершенствуя свои условия труда, реализовывая себя, улучшая экономическое положение предприятия, мы, в первую очередь, улучшаем свою жизнь.
На форуме мы хотим обсудить следующие, как нам показалось, наиболее актуальные темы. Первая из них звучит так: изучение мирового опыта в развитии оборонно-промышленного комплекса – переход на гражданскую продукцию.
В свете поручения Президента РФ №Пр-2346 от 5.12.2016 правительству РФ об увеличении доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятий ОПК, необходимо научиться понимать и чувствовать потребности гражданского рынка, а без изучения успешного опыта идентичных предприятий этот процесс может неприлично затянуться. Маркетинг – сложнейшая наука, которая дается не многим и непросто, а ошибки от халатного отношения к ней стоят, как правило, целых состояний. Поэтому необходимо как можно внимательнее и скрупулезно подойти к данному поручению Президента.
К тому же многие из нас ранее имели опыт работы на других предприятиях, фирмах. И, возможно, что тогда не были реализованы какие-то перспективные проекты, возможно, у кого-то из нас есть опыт и знания каких-либо рынков, ниш, которые можно было бы занять, пришло время делиться и продвигать свои идеи и знания.
Вторая тема, вынесенная для обсуждения на форум, касается применения военных технологий для мирной жизни.
Отчасти эта тема перекликается с первой, но мы хотим подчеркнуть ее технический уклон. Молодым сотрудникам часто приходят идеи, которые не вписываются в рамки повседневной работы, так сказать, свежий взгляд. Конструкторские и технологические решения, используемые в оборонной промышленности, можно и нужно внедрять в обычную жизнь, тем самым становясь конкурентоспособными на рынке.
Третья тема форума – мотивация научных кадров: молодой ученый – кто он?
Самый животрепещущий вопрос – что же нам надо, чтобы было хорошо? По опросу, проведенному Kelly Services в 2016 году, главным мотивирующим фактором после уровня заработной платы у россиян стали масштабные и интересные задачи. Мы все хотим ходить на работу с хорошим настроением, иначе, зачем туда ходить? Значит нужно помочь руководству понять запросы современной молодежи и создать такую мотивационную систему, которая позволит увеличить производительность наших сотрудников и привлечь новых. И, возможно, мы не сможем догнать Яндекс, как лучшего работодателя страны, но сможем стать лучшими в своей отрасли.
Следующая тема форума – модели управления предприятиями в современной России – что стоит внедрять, а что нет.
Менеджмент – еще одна сложная наука, которая без должного внимания, может привести к краху даже очень перспективное предприятие. Мировой опыт огромен и в России также есть примеры удачных реструктуризаций и модернизаций. Время не стоит на месте, изменения неизбежны, но как сделать так, чтобы не навредить? Это сложный и важный вопрос, который касается всех: и ЦКБМ, и ОЗМ, и административного комплекса.
Еще одна тема, вынесенная на форум, посвящена современному видению организации конструкторской работы.
К этой теме нужно подходить деликатно. Возможно, кто-то скажет, что все новое – это хорошо забытое старое, и обратится к опыту советского времени в стимулировании инженерной мысли, а кто-то, может, опираясь на личный опыт, подскажет, как было бы рациональней наладить коммуникацию в конструкторской работе так, чтобы можно было работать продуктивнее и интереснее. Также важно отметить проблему эффективности передачи опыта старших поколений и темпов наработки собственного опыта. Ясно одно: организация данной работы необходима и требует индивидуального подхода.
Нам есть о чем подумать всем вместе, а главное – есть чему учиться и к чему стремиться. В завершение форума мы ожидаем выступление бизнес-тренера, спикера, автора книг по личностному успеху Павла Вербняка, с которым после проведем круглый стол, где обсудим наиболее интересные вопросы.

 

Татьяна СИВУРОВА


При подготовке материала были использованы сайты: http://www.kremlin.ru; https://ru.wikipedia.org/wiki/Арендт;


http://hr-elearning.ru.