ВСЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ – НА ПОРТАЛЕ

С вопросами, связанными с интеллектуальной собственностью (ИС), рано или поздно сталкиваются все разработчики АО «ВПК «НПО машиностроения». Несколько лет назад на корпоративном портале был создан специализированный раздел, благодаря которому у наших конструкторов появился доступ к большому перечню методических материалов, нормативно-правовой базе и множеству документов по линии ИС. Однако знают об этом разделе, по словам специалистов отдела защиты интеллектуальной собственности, далеко не все.

«В марте 2017 появилась идея выложить на портале патентную базу нашего предприятия, чтобы все работники могли ознакомиться с действующими патентами. Начиналось все именно с этого. К 2019 году решили эту идею развить и задумались о создании на внутреннем портале отдельного раздела по интеллектуальной собственности, который бы охватывал основные наши направления деятельности, содержал нормативные документы, типовые формы, которые нужны и нам, и разработчикам. Это позволило бы облегчить взаимодействие.
Раздел оформляли собственноручно, отразили основные направления: договорная работа, учет результатов интеллектуальной деятельности, патентные исследования, подготовка заявок, использование объектов интеллектуальной собственности, режим коммерческой тайны. Без изменений оставили нашу патентую базу, отдельно вынесли нормативно-правовую базу в сфере ИС, но уже в рамках законодательства РФ», – рассказывает инженер отдела защиты интеллектуальной собственности Александра Шурпо.
В таком виде раздел работает с 2019 года. Хотя разработчики легко могут получить основную информацию по ИС в окне своего браузера, многие из них на иконку «Интеллектуальная собственность» никогда не обращали внимания – и зря. Каждый подраздел составлен с умом – специалисты подразделения работали над контентом, исходя из опыта взаимодействия с конструкторами.
Патентная база – на портале она обозначена как «База ОИС» – содержит перечень действующих патентов АО «ВПК «НПО машиностроения». Там указаны наименование объекта ИС, библиографические данные, номер патента, список авторов. Пользователи могут скачать полное описание изобретения или полезной модели в том виде, в котором оно представлено в базе Федерального института промышленной собственности. По словам Александры, наша база уже сейчас неплохо помогает ведущим патентный поиск конструкторам, а также тем, кто использует патенты предприятия в текущих разработках. Обновляется патентная база два раза в год.
Подраздел «Договорная работа» создан в связи с тем, что многие договоры так или иначе проходят через отдел интеллектуальной собственности – в рамках госконтрактов и договоров с соисполнителями практически всегда есть условия, касающиеся ИС. Сюда загружены формы соглашений о результатах интеллектуальной деятельности, соглашения о конфиденциальности, типового лицензионного договора, разработанные сотрудниками отдела защиты интеллектуальной собственности. Чаще всего эти документы являются неотъемлемой частью договоров.
Под заголовком «Подготовка заявок» пользователи могут найти внутренние нормативно-правовые документы – Положение о промышленной собственности, которое охватывает все направления работы фирмы, которое содержит информацию о создании объектов интеллектуальной собственности и их использовании (в том числе о выплатах авторских вознаграждений). Здесь же представлено Положение об ответственных за патентную работу – в каждом подразделении есть разработчик, который отвечает за патентование. Отдельное Положение регулирует рационализаторскую работу – это ранее забытое направление в настоящее время вновь приобретает актуальность.
Отдельная страница раздела посвящена использованию объектов интеллектуальной собственности. Она содержит основополагающие материалы, которые нужны конструкторам, использующим в своих разработках патенты нашей фирмы: шаблоны справки соответствия, договора о выплате авторского вознаграждения. Здесь же пользователи могут ознакомиться с составом Экспертного совета по вопросам защиты и использования РИД, а также с Методикой расчета доли прибыли предприятия и (или) себестоимости продукции. На основании этой Методики производится расчет авторского вознаграждения за использование патентов в выпускаемой предприятием продукции.
Подраздел «Патентные исследования» позволяет разработчикам получить представление о действующих документах – ГОСТе и СТП – в соответствии с которыми ведется работа по этому направлению. Кроме того, отсюда конструкторы могут взять методические рекомендации от 27 ЦНИИ, а также скачать вынесенные из ГОСТа формы специальных таблиц, использующихся при подготовке патентных исследований.
Значок «Учет РИД» открывает доступ к методикам, в которых собраны требования госзаказчиков – ГК «Роскосмос» и Министерства обороны РФ – к отчетности по результатам интеллектуальной деятельности. Оба заказчика имеют разные подходы к этому вопросу, и в этих материалах отражены основные моменты, на которые сотрудникам необходимо обращать внимание.
О подразделе «Режим коммерческой тайны» Александра Шурпо рассказывает отдельно: «На протяжении многих лет велась работа по обновлению нормативной базы по коммерческой тайне. Силами нашего отдела были утверждены Перечень информации, составляющей коммерческую тайну и Положение о коммерческой тайне – этому предшествовало долгое согласование. Планируется выпуск цикла документов, инструкций, методик, пока что это все в работе. Но с Положением и Перечнем каждому сотруднику предприятия стоило бы ознакомиться. Можно посмотреть, как у нас организован документооборот по этому направлению, есть также типовые документы организационного характера: распоряжение о назначении ответственного делопроизводителя по коммерческой тайне, образец служебной записки об отчете подразделений о количестве документов с таким грифом. Такие документы направляются к нам в отдел – у коллег из других подразделений есть возможность самостоятельно брать формы с портала, не запрашивая их у нас».
В последнем разделе размещены нормативные документы РФ, регулирующие область интеллектуальной собственности. Здесь можно ознакомиться с 4-й частью Гражданского кодекса РФ, административным регламентом ФИПС, руководством Роспатента по государственной регистрации изобретений и др.
В комплексе все подразделы страницы «Интеллектуальная собственность» способны дать любому разработчику представление о тех или иных вопросах, связанных с ИС. В остальном же сотрудники подразделения, как и раньше, всегда готовы проконсультировать коллег-конструкторов.
На скриншоте: раздел «Интеллектуальная собственность» на корпоративном портале.

Владимир КЛЫКАНОВ

 



МАШИНОСТРОЕНИЕ – ОСНОВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДМОСКОВЬЯ

Уважаемые читатели! В № 24 (1530) за 2021 год газеты «Трибуна ВПК» были подведены итоги конкурса публикаций «Машиностроение – основа промышленного потенциала Подмосковья», организованного администрацией предприятия и МОРО Союза машиностроителей России. По решению авторитетной комиссии, лучшей работой, представленной на конкурс, была признана аналитическая статья помощника начальника отделения 01 С.В. Фетисовой, в которой получили отражение достижения машиностроительной отрасли Подмосковья. Сегодня, накануне Дня машиностроителя, мы публикуем эту работу.

Общая экономическая ситуация в Российской Федерации и за ее пределами в настоящее время требует от руководства нашей страны решения стратегической задачи по созданию высокотехнологичной конкурентоспособной экономики, свободной как от преимущественно сырьевой экспортной направленности, так и от иностранной технологической зависимости. Одним из необходимых условий достижения этой цели является опережающее развитие предприятий машиностроительного сектора России как основы материального производства.
Машиностроение в РФ, как правило, представлено крупными промышленными предприятиями и конструкторскими бюро, действующими в условиях современной рыночной экономики. Эти предприятия (зачастую, исторически градообразующие) объединены в крупные корпорации. Они традиционно продолжают оставаться центрами социально-экономического развития городов, а потому по праву могут считаться «опорным каркасом» экономики своих регионов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в апреле 2016 года перед участниками IV съезда Союза машиностроителей России, особо отметил роль машиностроительной отрасли в экономике страны.
«Рассматриваем машиностроение как один из драйверов отечественной экономики. Отрасль с огромным экспортным потенциалом, которая должна и может стать символом национального успеха, технологического лидерства России – как это сделал, например, наш оборонно-промышленный комплекс», – сказал Президент. Одновременно он выделил и ряд главных направлений в глобальном развитии машиностроительного сектора страны, среди которых значатся:
– преодоление зависимости от зарубежных технологий;
– переход машиностроительной промышленности на наилучшие доступные технологии;
– подготовка кадров и обучение молодежи.
Все это в полной мере относится и к Подмосковному региону. Сегодня Подмосковье – это первый в Российской Федерации регион по числу городов (74 города) и объемам жилищного строительства; второй – по численности населения (7,7 млн человек на 01.01.2020 г.) и объему оборота розничной торговли; третий – по масштабу экономики (4,2 триллиона рублей в 2018 г. или 5 % от суммарного ВВП страны). В соответствии с экономико-географическим положением Московской области, ее статусом транспортно-логистического узла мирового уровня, в регионе сформирована устойчивая современная инфраструктура, позволяющая обеспечить как высокие стандарты в области логистики, высокоскоростных и безопасных перевозок, так и наличие полноценной экономической среды, опирающейся на достаточный энергетический базис и инженерно-техническое оснащение, в том числе – современные технологии связи и коммуникаций.
По основным экономическим показателям Московская область также занимает лидирующие места как в Центральном федеральном округе, так и среди всех субъектов РФ. Темпы экономического роста региона опережают средние по стране.
По объему инвестиций в основной капитал (1044,9 млрд рублей в 2019 году) Московская область находится на втором месте в РФ. Основными центрами привлечения инвестиций, в том числе иностранных, являются предприятия производственного сектора экономики. Основные затраты в структуре импорта Подмосковья (импорт товаров составил 27506,4 млн долларов США) в 2019 году пришлись на закупку машин и оборудования – более 46 %.
В общей структуре экспорта области наибольшую долю (33 %) занимают машины, оборудование и транспортные средства. Следует отметить, что Московская область, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, занимает третье место в России по объему поставок на внешние рынки машиностроительной продукции. При этом в настоящее время промышленность Московской области ориентирована, прежде всего, на внутрироссийский рынок, что обрело особое значение в условиях выполнения задачи по импортозамещению.
Важное место в производственно-отраслевой структуре Московской области занимают научная и инновационная деятельность, в которых область традиционно занимает передовые позиции. Экономика региона восприимчива к инновациям и имеет высокий потенциал роста, в том числе за счет функционирования крупных научно-внедренческих центров – наукоградов. В России 13 городов имеют статус наукограда, 8 из них расположены на территории Московской области: Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Реутов, Пущино, Черноголовка, Фрязино. В Дубне и Фрязино созданы и развиваются особые экономические зоны технико-внедренческого типа.
Синергетический эффект тесного взаимодействия столицы и области в научной и научно-производственной сферах, с одной стороны, обеспечивает главное конкурентное преимущество Подмосковья, а с другой – резко повышает конкуренцию в борьбе за высокопрофессиональные научные и инженерные кадры. Всего в Московской области более 250 организаций выполняют научные исследования и разработки. Около половины из них относятся к аэрокосмическому и оборонно-промышленному комплексам страны.
Принятая несколько лет назад Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности формирование на базе наукоградов центров опережающего экономического развития территорий. В состав «точек роста» в сфере научно-технологической деятельности предполагается включить предприятия, располагающие производственными и исследовательскими мощностями, образовательными проектами, в том числе – в аэрокосмической и оборонной отраслях. При этом отмечается, что в регионе продолжается процесс концентрации экономической активности в пределах ближнего «экономического пояса» области, локализованного вокруг МКАД.
Особое место в структуре экономики Московской области занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). За последние годы во многих отраслях ОПК имеется положительная динамика увеличения производства основной продукции (в рамках выполнения гособоронзаказа), растет уровень заработной платы работников. Особых успехов здесь добились предприятия, активно реализующие экспортный потенциал своей продукции на мировом рынке вооружений.
Сегодня в центре внимания руководства машиностроительных предприятий региона по-прежнему остаются техническая и технологическая модернизация основных фондов, инновационное развитие, а также усиление кадрового потенциала. Особый акцент приходится делать на наращивание производительности труда работников, повышение качества продукции в условиях рыночной конкуренции. Столь масштабные задачи предприятиям удобнее решать не в одиночку, а в рамках общенационального межотраслевого сообщества хозяйствующих субъектов, таких как Союз машиностроителей России.
Первоочередным приоритетом остается и наращивание кадрового потенциала промышленности, повышение интегрированности профессионального образования и производства, а также сертификация специалистов. Московская область уже входит в число регионов-лидеров по уровню образования населения: свыше 40 % работающих здесь – выпускники вузов. Подмосковье уступает в этом лишь Москве, заметно превосходя остальные регионы ЦФО.
Проблемам подготовки высококвалифицированных инженерных кадров уделяется особое внимание на самом высоком правительственном уровне. Инженерная деятельность, являясь неотъемлемым компонентом научно-технических инноваций, оказывает существенное влияние на экономику и национальную безопасность любой страны. Ключевым условием подготовки инженеров-машиностроителей сегодня становится интеграция профессионального образования и производства, например, реализация программ стажировок студентов технических вузов на профильных предприятиях. Многие предприятия-работодатели организуют систему внутреннего обучения персонала по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров за счет собственных финансовых средств предприятия. Молодые люди, успешно окончившие технические вузы и освоившие инженерные специальности, неустанно повышающие свой профессиональный уровень, в недалеком будущем составят основу отечественной промышленной элиты.
Можно смело утверждать, что в экономике Подмосковья роль отрасли машиностроения со временем будет только возрастать. Сегодня перед ней стоят масштабные задачи, среди которых – ликвидация технологической зависимости от зарубежных стран, создание и внедрение инновационных технологий, а также наращивание несырьевого экспорта. При непрерывной и ответственной работе управленческих структур объединений и всего инженерного корпуса машиностроительных предприятий, эти задачи будут решены достаточно скоро, а наше машиностроение займет достойное место в мировой экономике, создавая и экспортируя высокотехнологичную продукцию отечественного производства.
Профессия инженер-машиностроитель – сложная, требует системного образования, способностей к точным наукам, особого «технического» склада ума, знаний, умений и навыков, полученных в серьезном техническом вузе за 5-6 лет. В студенческие годы молодой человек вращается в среде единомышленников, формируется как личность, приобретает культурные и нравственные ценности, расширяет свой кругозор, посещая технические выставки, форумы, участвуя в научных конференциях и молодежных мероприятиях.
Эту профессию выбирают с детства!
В Реутове сформирован полноценный образовательный кластер для подготовки инженерных кадров: детский технопарк «Изобретариум» (крупнейший в Московской области), профильные инженерные классы в школах и лицее, Подмосковный колледж «Энергия» (входит в TОП – 100 лучших образовательных организаций Движения «Worldskills Russia» за 2019 г.) и Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана на территории НПО машиностроения. Работает программа целевого набора студентов на АКФ, очень хорошо зарекомендовала себя система непрерывной научно-производственной практики студентов (ННПП).
В настоящее время 8 из 12 работающих в проектном комплексе НПО машиностроения студентов-совместителей получают стипендию Генерального конструктора. Но материальное стимулирование не может являться единственным мотивирующим фактором: студентам нужны наставники, разъясняющие специфику работы на предприятии, направляющие и ободряющие будущих молодых специалистов в начале карьеры. Только тогда мы получим хорошо подготовленного и мотивированного инженера, который будет воспринимать предприятие как единую стройную систему, измерять успех не только должностью и уровнем зарплаты, но и вовлеченностью в процесс, осознанием важности работы. Нам, кадровым работникам НПО машиностроения, необходимо думать о будущем предприятия – растить достойную смену, не жалея на это знаний, времени и душевных сил.
Потому что это инженер – это на всю жизнь!
С.В. ФЕТИСОВА,
помощник начальника
отделения 01
Фото из архива предприятия

 

 

 

РАБОТА НА ФИРМЕ – СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ

В АО «ВПК «НПО машиностроения» нередко работают представители сразу нескольких поколений одной семьи. А вот секретарь-референт должностного лица руководящего состава Общества Л.В. Калинкина имеет полное право сказать, что продолжает семейную династию, зародившуюся на нашем предприятии более полувека назад. Наступающему Дню машиностроителя мы посвящаем эту зарисовку.

«Мои родные стали жителями Реутова еще в начале ХХ века, – рассказывает Людмила Вячеславовна. – Сама я коренная реутовчанка и считаю, что живу в лучшем городе страны и работаю на лучшем предприятии».
Впрочем, это понимание пришло не сразу. В юности, как и многим, Людмиле хотелось покинуть родной дом и покорять неведомые дали.
«Родители всегда мне говорили, – вырастешь, будешь работать в НПОмаш, – вспоминает наша собеседница. – А я только отмахивалась, хотелось чего-то необыкновенного».
В 60-е годы на нашем предприятии работали родители Л.В. Калинкиной – Вячеслав Михайлович и Татьяна Федоровна Мухины, а также бабушка – Ольга Яковлевна Мухина, которая много лет отдала военизированной охране (ВОХР) нашего предприятии.
В семье всегда царила творческая атмосфера – родители любили петь, танцевать. В Реутове и других местах Подмосковья проживало много родных этой семьи, жили дружно и весело.
Вячеслав Михайлович был очень деятельным человеком, работал слесарем в цехе № 9, первое время совмещал основную работу с работой в пионерлагере от предприятия. Однажды был выбран главным пионервожатым. За добросовестное отношение к работе в лагере был награжден почетной грамотой.
«В прежнее время у работников НПОмаш было много детей, гораздо больше, чем сейчас, – вспоминает Л.В. Калинкина. – И считалось обычным делом, когда сами родители на все лето меняли вид деятельности, уезжали заниматься собственными детьми в лагере: кто вожатым, кто поваром…»
Вообще, советское время Людмила Вячеславовна вспоминает с самыми добрыми чувствами.
«Тогда в людях было больше энтузиазма, – рассказывает она. – Часто приходилось работать сверхурочно, но никто не роптал, все относились к этому как к должному. Ездили помогать подшефным колхозам, было весело».
Мама, Татьяна Федоровна, проработала в НПО машиностроения 38 лет. За многолетний добросовестный труд в цехе № 5 была награждена медалью «За трудовое отличие», которую ей вручили в Кремле. 
Сама Людмила Калинкина пришла работать на наше предприятие в 1985 году. А перед этим она окончила наш заводской техникум.
«Очень быстро меня, совсем еще молодую, 17-летнюю девчонку, позвали работать в комитет комсомола предприятия, – вспоминает наша собеседница. – Я согласилась и не пожалела. Это было искрометное время различных слетов, собраний, фестивалей. Многие из тех, кто тогда работал со мной в комитете комсомола, спустя годы заслуженно стали большими руководителями на нашем предприятии и в Реутове».
В начале 90-х годов Людмила Калинкина вышла замуж и переехала в Москву. Однако спустя несколько лет вернулась, однозначно понимая, что хочет работать на предприятии, с которым уже не одно десятилетие была связана история ее семьи. По ее мнению, как раз в это время для нее стали особенно важны заложенные родителями жизненные установки. 
«В начале «нулевых» на нашем предприятии еще были довольно скромные зарплаты, – говорит Людмила Вячеславовна. – Однако куда важнее было чувство, что ты вернулся к знакомым прекрасным людям, профессионалам, делающим большое важное дело. Постепенно для меня, как и для многих, коллектив фирмы стал второй семьей».
Сыну Л.В. Калинкиной, Игорю Альбекову, сейчас 18 лет. В колледже «Энергия» он учится на фрезеровщика станков с числовым программным управлением. После службы в армии так же, как и мать, собирается свою жизнь связать с АО «ВПК «НПО машиностроения». 
Игорь гордится своим городом и пытается собрать как можно больше сведений о своих родных. Не так давно, после открытия Министерством обороны банка данных, содержащих информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны, стало известно, что его прадед, Михаил Андреевич Мухин, погиб на Орловщине в 1941 году. Его имя увековечено на памятных плитах реутовского Мемориала Славы. Поскольку конкретного места захоронения установить не удалось, Игорь предложил съездить в Орловскую область, в места, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои, и привезти на памяти горсть той земли, на которой погиб прадед.

На снимке: мама Л.В. Калинкиной – Т.Ф. Мухина.
Андрей СОКОЛОВ
Фото из семейного архива Л.В. Калинкиной





ДЕТЕЙ СДРУЖИЛИ «МЕТЕОРЧИКИ»

В 2021 году АО «ВПК «НПО машиностроения» заключило договор с детским оздоровительным лагерем «Метеор» на продажу путевок для детей работников нашего предприятия. Всего было куплено 127 путевок на 4 смены. За смену продолжительностью 21 день за одного ребенка родителям необходимо было заплатить всего 4830 рублей.
Такая фантастически низкая цена для сотрудников стала возможной лишь потому, что 90 % стоимости детского отдыха оплатило предприятие.

«Мы искали различные варианты, – рассказала «Трибуне ВПК» начальник группы отдела формирования социальной политики Татьяна Аверьянова. – Были и лагеря с более дешевыми путевками, но нас не устроили там условия для детей».
В «Метеоре» цены для Подмосковья вполне конкурентные, при этом сочетание цена-качество оказалось оптимальным.
Дети Татьяны Аверьяновой, Андрей (10 лет) и Кирилл (8 лет), были среди тех, кто отдохнул летом в «Метеоре». Мы попросили Татьяну Евгеньевну подробно рассказать о впечатлениях детей от отдыха в лагере.
«Мои дети отдыхали в первую смену, погода в начале июня выдалась дождливая, и я переживала, что дети заскучают в лагере, – рассказала наша собеседница. – Но, когда я звонила детям, они и не думали проситься домой».
В «Метеоре» одновременно отдыхало около полутысячи детей, которых привозили из Москвы и всех уголков Московской области. Встретить там одноклассника или соседа, в отличие от нашего «Киржача», – большая редкость. Детям нужно было находить новых друзей и налаживать контакты с ребятами из своего отряда. В этом им помогали вожатые.
«Чтобы сплотить отряд, вожатые предлагали ребятам общую идею, – рассказывает Татьяна Аверьянова. – Например, всем отрядом за выполнение различных заданий и выступления на мероприятиях надо было зарабатывать «метеорчики». Набрав определенное количество этих бонусов, отряд получал право  просмотра кинофильма в тихий час, когда весь лагерь отдыхает, или прогулку по ночному лагерю. Эта идея сработала «на ура»! Кирилл очень воодушевленно рассказывал сколько «метеорчиков» они с отрядом заработали за день, и с нетерпеньем ждал часа «Х», когда можно будет обменять их на привилегии».
В лагере несколько раз в неделю устраивали дискотеки в вечернее время или просмотр фильмов. Причем старались учесть интересы всех возрастов, поэтому дискотеки проводили в разное время.
Практически весь день у детей в «Метеоре» был расписан, и никто не оставался предоставленным самому себе и своему «мобильнику». К слову сказать, детям, особенно младших возрастов, днем настоятельно рекомендовалось сдавать свои телефоны вожатым.
Лагерь «Метеор» расположен в зеленой зоне рядом с подмосковным селом Непецино. На его немалой территории (около 40 гектаров) располагается много спортивных объектов: футбольные поля, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки, тир. Регулярно устраивались соревнования для детей, победителей награждали грамотами.
«После очередного соревнования Андрей позвонил и стал взахлеб рассказывать, как он в паре с одним мальчиком обыграл соперников. На 1 секунду быстрее им удалось собрать конструкцию из блоков, – улыбается наша собеседница. – Кирилл тоже привез победную грамоту домой. Со своими товарищами по отряду он выиграл в футбольных соревнованиях».
Помимо спортивных мероприятий дети Татьяны Аверьяновой занимались в кружках. Домой привезли много поделок, созданных своими руками: выпиленные из фанеры пистолетики, машинки, солдатики. Был и кружок плетения «фенечек». «Дети сплели мне фенечки в подарок, – радуется Татьяна Евгеньевна, – Это занятие для Кирилла оказалось столь занимательным, что, вернувшись домой, он продолжил плести. А вот Андрей был в восторге от компьютерного класса. В лагере им определенное время разрешалось играть в компьютерные игры, что дома обычно запрещено».
Каждый вечер, по возвращении в корпус, отряд собирали вожатые и коллективно обсуждали прошедший день. Это вечернее мероприятие называлось «свечка». Дети очень серьезно к этому относились, и если родители звонили им во время «свечки», они просили перезвонить позже.
На реку, протекающую недалеко от лагеря, детей не водили, зато на территории есть два больших бассейна. В начале лета погода стояла прохладная, купаний не было. В конце июня стало теплее, детям устроили обливание на улице, что вызвало у них море эмоций.
Питание в лагере было пятиразовым. Особенно детям нравились сок с печеньем незадолго до сна.
«О питании в лагере могу отозваться только положительно, – делится Т.Е. Аверьянова. – Оно было разнообразным и все блюда вкусные! Мою оценку можно считать объективной. И вот почему. У моих детей разные предпочтения в питании. Когда один ребенок по телефону мне рассказывал, какую вкусную рыбу он ел на обед, и как его порадовали бутерброды с икрой на завтрак, второй мой сын в этот же день радовался гречневой каше или вкусной картошечке и куриному супу. Но при этом он заметил, что еще и рыба была, а он ее не ест. Из этого я и делаю вывод о хорошо спланированном питании, которое подойдет под любой вкус».
Очень порадовало родителей, что вещи детям стирали, сушили и выдавали чистыми, не теряя и не путая, что довольно сложно организовать в лагере, в котором одномоментно отдыхает 500 детей.
«В день отъезда из лагеря у Андрея был день рождения, – говорит  Татьяна Евгеньевна. – И вожатые утром организовали поздравление в отряде и подарили небольшой памятный подарок. Ребенок светился от счастья. Вернувшись домой, дети тут же попросились на следующий год в «Метеор», только во вторую или третью смену, чтобы можно было купаться. Главный вывод: если дети просятся обратно в лагерь, значит, отдых удался!»

На снимке: 1. Сын Т.Е. Аверьяновой Кирилл (крайний справа) со своими друзьями.
2. Спортивные соревнования в лагере.
3. Обучающее занятие.

Алексей ПОЛУБОТА
Фото из домашнего архива
Т.Е. Аверьяновой
и с сайта www. ddonepetsino.ru






НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА «ТИТОВСКИХ ЧТЕНИЯХ»

9 сентября в Центральном Доме Российской армии состоялось открытие II Общественно-научных чтений, посвященных памяти Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, генерал-полковника авиации Г.С. Титова. От АО «ВПК «НПО машиностроения» мероприятие посетили сотрудники НИЦ 38-04 В.А. Поляченко, А.Г. Найденов и ученый секретарь НТС Л.С. Точилов. Владимир Абрамович представил доклад на тему «Ракетно-космические системы разработки НПО машиностроения», который подготовил совместно с Л.Д. Смиричевским.

Открытие чтений
«Титовские чтения» проводились во второй раз – как отмечает А.Г. Найденов, по сравнению с предыдущими мероприятиями Федерации космонавтики России, конференция была более масштабной.
Ведущей чтений выступила Г.С. Нечитайло, старший научный сотрудник Института биохимической физики РАН, доктор биологических наук, член Президиума Федерации космонавтики России. В ходе церемонии открытия к присутствующим обратились представители Минобороны, Воздушно-космических сил, ГК «Роскосмос», Центрального совета Союза ветеранов Космических войск. С видео-приветствием к гостям и участникам чтений с орбиты обратились космонавты МКС Петр Дубров и Олег Новицкий.
Пленарное заседание открыла вдова Г.С. Титова – Тамара Васильевна, которая поделилась воспоминаниями семьи о герое-космонавте. С докладом «Выдающийся вклад полета Г.С. Титова в дальнейшее развитие новой науки – космической медицины» выступил представитель Федерального медико-биологического агентства, академик РАН, д.м.н. И.Б. Ушаков. Доклад «Полигоны запуска СССР – России и перспективы их развития» представил д.т.н. И.В. Бармин – президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, член-корреспондент РАН. Представитель АО «НПК «Системы прецизионного приборостроения» выступил с докладом «Алтайский оптико-лазерный центр им. Г.С. Титова (АОЛЦ). Вклад Г.С. Титова в создание и развитие АОЛЦ».
«В основном рассказывали об актуальных проблемах развития ВКС и космического направления в целом. Особенно интересным был доклад ведущего конструктора РКК «Энергия» о новом космическом корабле «Орел», который в обозримом будущем должен заменить «Союз», – делится впечатлениями А.Г. Найденов.
Финалом пленарного заседания стал доклад главного научного сотрудника НИЦ 38-04, ветерана космонавтики России, активиста Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России к.т.н. В.А. Поляченко. В ходе выступления Владимир Абрамович представил обзор разработок в области ракетно-космических систем, которые велись и ведутся в АО «ВПК «НПО машиностроения».
«Мы постарались обобщить и вкратце изложить основные результаты работ, которые вел коллектив предприятия в этой области. Общество «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения» отсчитывает свою историю с 1944 года, когда ОКБ и авиационный завод № 51 возглавил 30-летний Владимир Николаевич Челомей, впоследствии Генеральный конструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда.
Изначально тематикой ОКБ В.Н. Челомея были самолеты-снаряды, или, как их потом стали называть, крылатые ракеты. Был создан ряд комплексов ракетного вооружения для Военно-морского флота и Сухопутных Войск. Начиная с 1960 года предприятие включилось в разработку космических систем, ракет-носителей для них и боевых ракет. С этого времени в ОКБ существуют три тематических направления работ», – отметил Владимир Абрамович.
В представленной презентации В.А. Поляченко продемонстрировал все знаковые системы, аппараты и комплексы, разработанные в НПО машиностроения, а также вкратце описал их особенности. Участники чтений узнали о системе морской космической разведки и целеуказания, КА «УС», «ИС» и «Полет-1», ракете-носителе «Протон» и одноименных научных станциях, ракетно-космической системе «Алмаз», так и не увидевшем свет легком космическом самолете, системе «Кондор-Э» и др.
Отдельно Владимир Абрамович отметил тесное взаимодействие Г.С. Титова с предприятием в ходе летных испытаний возвращаемого аппарата комплекса «Алмаз», которыми Герман Степанович руководил в должности заместителя начальника Главного управления космических средств.
Завершилось пленарное заседание просмотром документального фильма «Герман Титов. Голубая моя планета», посвященного жизни и службе летчика-космонавта.

Наша справка
Конференция была приурочена к 60-летию полета Г.С. Титова, закрепившего за СССР статус лидирующей космической державы. Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может находиться на орбите Земли. Но миссия первого космонавта не дала ответы на вопросы: может ли он там жить и работать и если да, то как долго?
Первым ответом стал старт Германа Титова 6 августа 1961 года. Совершив орбитальный полет на корабле «Восток-2», он сделал 17 витков вокруг планеты. В течение 25 часов 18 минут космонавт не только впервые управлял кораблем вручную, но и выполнял обычные физиологические операции: принимал пищу, пил воду, спал. Кроме того, он вел кино- и фотосъемку Земли.
Медики считали, что для того, чтобы установить реакцию организма на длительное пребывание в космосе, человеку достаточно осуществить три витка вокруг планеты (которые заняли бы 4,5 часа). Однако специалисты ОКБ-1 настаивали на 17-ти витках – по их расчетам, три витка закончились бы посадкой в густонаселенных районах страны, что было нежелательно с точки зрения безопасности. Кроме того, они утверждали, что три витка не дадут объективной информации о вредных факторах космического полета и времени нужно больше. К тому же в наличии имелся всего один готовый корабль, который хотелось бы использовать с максимальной отдачей. 
Доклад Г.С. Титова на заседании послеполетной Госкомиссии, прошедшем 8 августа 1961 г., был рассекречен совсем недавно. Герман Степанович полностью описал ход миссии, а также поделился всеми ощущениями, которые испытывал в разные временные отрезки полета.
Герман Степанович утверждал, что весь полет был бодрым, хотя «не совсем приятное физическое состояние давало о себе знать». Вестибулярные расстройства развивались постепенно: до третьего-четвертого витка никаких неприятных ощущений не было, на четвертом при отдыхе он почувствовал некоторую тяжесть, а потом при повороте глаз ощущал боль. Обострение началось на седьмом витке: космонавт сравнил свои ощущения с самочувствием во время наземных испытаний в термобарокамере.
«Мы сидели по полтора-два часа, нагрузка не очень большая, но изнурительная. На центрифуге больше перегрузки, но там этот момент проходит. А вот когда сидишь в термобарокамере, то ждешь, чтобы скорее это закончилось. Хочется выйти и сказать, что не можешь больше. Вот и в полете такое же состояние. Это, вероятно, связано с вестибулярным аппаратом… Как только повернешь резко голову, так приборная доска начинает топорщиться, потихонечку посидишь, посмотришь на нее – она опять становится на место», – вспоминал космонавт.
Встречали Германа Титова так же пышно, как и четырьмя месяцами ранее его «звездного брата», Юрия Гагарина. На Красной площади был многочасовой митинг, состоялся торжественный прием в Кремле, а завершился день праздничным салютом. 25-летнему космонавту досрочно присвоили звание майора, и в течение последующих нескольких лет он занимался подготовкой новых летчиков к отправке в космос. Впрочем, Герман Степанович не оставлял надежды вновь совершить полет – его включили в группу космонавтов, которые должны были летать на многоразовом аппарате «Спираль», совмещающем возможности самолета и космического корабля. Однако это так и осталось лишь мечтой.
«Никто мне не запрещал летать, но никто и не разрешал», – вспоминал позже космонавт.
Осознавая, что новую космическую высоту ему не взять, Г.С. Титов решил сосредоточиться на военной карьере. Впоследствии он множество раз выступал в качестве председателя госкомиссий по ряду знаковых отечественных космических проектов и вел серьезную просветительную работу, направленную на популяризацию советской и российской космонавтики. Герман Титов уволен из Вооруженных сил в звании генерал-полковника авиации в 1991 году. Умер 20 сентября 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
На снимках: 1. С докладом выступает В.А. Поляченко.
2. 9 августа 1961 года, Внуково. Германа Титова встречают первые лица государства и космонавт №1 Юрий Гагарин.
Афанасий ЖУК
Справка подготовлена по материалам журнала «Русский космос», июль 2021, №6 (28).
Фото Алексея Найденова
и из интернет-изданий





ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Первокурсники Аэрокосмического факультета МГТУ имени Н.Э. Баумана приняли участие в профориентационной акции, организованной Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России. В рамках мероприятия студенты посетили Музей истории и достижений предприятия.

Первокурсники АКФ – будущее не только АО «ВПК «НПО машиностроения», но и всей ракетно-космической отрасли. Именно поэтому для них особенно важно знать историю одного из лидирующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, на базе которого они будут учиться в ближайшие годы.
От лица МОРО Союза машиностроителей России студентов поприветствовал ведущий специалист отдела по работе с общероссийскими общественными организациями Артем Богданов: «Офис Московского областного регионального отделения СоюзМаш открылся на базе НПО машиностроения не так давно. Главная цель этой общественной организации – усилить конкурентоспособность российской экономики благодаря развитию отечественного машиностроительного комплекса. Союз машиностроителей оказывает предприятию содействие в повышении квалификации персонала, способствует развитию молодежной политики – в частности, в вопросах технической подготовки кадров. Мы проводим различные акции и мероприятия, направленные на привлечение молодых специалистов в машиностроительную отрасль».
Экскурсию для будущих инженеров провела ведущий специалист НИЦ 38-04 Светлана Петрунина. После просмотра фильма, в котором описывается жизненный и трудовой путь основателя фирмы академика В.Н. Челомея, группа посетила мемориальный кабинет Владимира Николаевича.
В главном зале музея ребята ознакомились с историей создания знаковых для фирмы изделий по всем трем тематикам ее деятельности. Студентам представилась возможность проследить путь развития крылатых и баллистических ракет, узнать, какие изделия стояли у истоков пилотируемой космонавтики, а также оценить нестандартность технических решений, которые применяли и продолжают применять конструкторы АО «ВПК «НПО машиностроения».
В завершение мероприятия первокурсникам вручили брендированную сувенирную продукцию от МОРО СоюзМаш и пригласили сделать общее фото на память.

На снимке: участники акции.
Антон МИРНЫЙ
Фото Анастасии Саранцевой





ВОЛЕЙБОЛИСТЫ ВЫСТУПИЛИ ДОСТОЙНО

В конце августа команда АО «ВПК «НПО машиностроения» по волейболу приняла участие в «Летнем Кубке-2021», который ежегодно проводит спортивная ассоциация «Лига Виктори». 16 команд сошлись на площадке СК «Арена 4 Спорта» в рамках однодневного турнира. В беседе с корреспондентом «Трибуны ВПК» капитан нашей сборной Игорь Потапов рассказал о том, как волейболисты показали себя на соревнованиях, а также поделился деталями тренировочного процесса.

Волейбольная команда на предприятии существует достаточно давно. Последние несколько лет ее возглавляет начальник сектора отдела обеспечения стойкости к воздействию проникающей радиации и внешних электромагнитных полей Игорь Потапов.
«Сейчас наша основная проблема – подбор состава, – отмечает капитан. – Несмотря на то, что на предприятии работает более четырех тысяч человек, на хорошем уровне играет не так много людей. Поэтому мы стараемся добирать игроков из числа студентов, работающих по совместительству. Когда я только пришел на предприятие, в команде было достаточно много возрастных игроков – сейчас картина изменилась, и состав значительно омолодился. Есть сложившийся «костяк» из 3-4 человек – более опытных. Остальные – молодежь».
По словам Игоря Александровича, участие в «Летнем Кубке» позволило команде «встряхнуться» и немного прийти в форму после сезона отпусков. Обычно главным спортивным событием для наших волейболистов является Спартакиада, которую ежегодно проводит АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Однако в 2021-м мероприятие было отменено из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. Одних тренировок для поддержания стабильного уровня игры спортсменам недостаточно, поэтому по согласованию с руководством предприятия было принято решение выступить на турнире СА «Лига Виктори».
«К сожалению, не было нескольких товарищей по команде, которых хотелось бы видеть на этом турнире. Однако правила организатора допускали приглашение игроков из любительских лиг, и к сборной НПО машиностроения присоединились волейболисты из моей команды «Атлант». В целом все команды показали очень разный уровень: встречались и совсем неопытные, и те, в состав которых вошли сильные игроки», – рассказал Игорь Александрович.
Турнир начался с группового этапа, который должен был выявить уровень подготовки и определить команды, которые сойдутся в борьбе за Золотой и Серебряный кубки. Сборная АО «ВПК «НПО машиностроения» вышла из группы с первого места, сыграв три игры. Так как турнир проводился одним днем, формат встреч был нестандартным: каждая игра состояла из трех партий до 15 очков. По словам Игоря Потапова, это сыграло важную роль – при игре до 25 очков ход матча может переломиться ближе к концу. 
Четвертьфинал наша команда преодолела достаточно легко, а в полуфинале играла с более серьезным противником: сборной Департамента информационных технологий Москвы.
«Я эту команду хорошо знаю, мы пересекались в любительской волейбольной лиге, знаком со многими игроками оттуда, и мы с товарищами были уверены, что эту команду пройдем. Первую партию проиграли с совсем небольшим разрывом, вторую выиграли 15:6, не оставили сопернику никаких шансов. Третья партия – всегда лотерея, и в этот раз противник победил с мизерной разницей в счете», – описывает игру капитан нашей сборной.
Последовавший матч за III место команде предприятия также выиграть не удалось – сказались пониженный боевой дух после поражения в полуфинале и общая усталость игроков. Кроме того, в команде соперника выступали спортсмены, играющие на достаточно серьезном уровне – в том числе, в высших любительских лигах. Однако от завоевания бронзы наших волейболистов отделяло всего несколько очков.
По мнению Игоря Александровича, IV место – достойный результат, особенно если учитывать, что в летний период из-за отпусков команда тренируется реже и находится не на пике формы.
«Сейчас мы ищем новых членов команды, которые не просто увлекаются волейболом, но и играют на достойном уровне, имеют опыт. Тренируемся мы раз в неделю в ДК «Мир» – проводим разминку, отрабатываем технику и различные тактические моменты, разбиваемся на команды и играем. Стараемся делать так, чтобы каждый игрок умел анализировать то, что происходит на площадке, подмечать ошибки. Хотелось бы собрать сильный состав, способный представлять НПО машиностроения на должном уровне», – говорит капитан команды.

На снимке: команда АО «ВПК «НПО машиностроения».

Алиса КУДИНОВА
Фото из архива СА «Лига Виктори»