«МЫ МОЖЕМ ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ДЕТИЩЕМ»

Накануне юбилейной даты мне вспоминается тот труднейший путь, который мы прошли по оформлению проекта и созданию совместной российско-индийской организации. Этот путь мы прошли с 1993 года, получив предложение Правительства Индии о создании такой организации, и до 12 июня 2001 года, когда состоялся первый демонстрационный пуск ракеты «БраМос».

Восемь лет мы были заняты совершенно новой и необычной для нас работой, которая носила не только технический, но и политический, дипломатический, юридический, экономический характер. Когда я говорю мы, я имею в виду команду, которая работала вместе со мной, как с Генеральным директором – Генеральным конструктором НПО машиностроения. В состав этой команды входили  А.Г. Леонов, А.Н. Семаев, А.В. Хромушкин,  А.Н. Страхов, В.П. Павлов. Это основные специалисты, на плечи которых легла главная трудность: найти пути, благодаря которым этот необычный проект получил бы признание в органах государственной власти России.
Надо сказать, что после выхода в 1997 году распоряжения Президента России, в котором Правительству поручалось подготовить Межправительственное соглашение с Индией по созданию совместной организации, была предпринята не одна попытка согласования, определения подходов, принципов построения ее структуры. В этой связи нельзя не вспомнить тех людей, которые с индийской стороны шли нам навстречу, искали совместное решение. Это, прежде всего, Генеральный директор Организации оборонных исследований и разработок министерства обороны Республики Индии, доктор А.П.Дж. Абдул Калам, который впоследствии стал Президентом Республики Индии, господин Раманатан, который представлял финансовые службы Республики, доктор С. Пиллей, господин Венугопалан, который вел инженерную часть с индийской стороны и К. Мурти – секретарь СО «БраМос».
Хочется особо отметить роль доктора А.П.Дж. Абдул Калама. Он был и ученым, и инженером, руководящим проектами, и одновременно еще и представителем Правительства в ранге заместителя министра обороны. Последнее обстоятельство упрощало для него решение тех задач, которые стояли на повестке дня при создании совместной организации. Поэтому  индийской стороне удавалось решать все организационные вопросы очень быстро.
А кем были мы? На первых порах, чисто технарями. Наша более ранняя попытка продавать твердотопливные крылатые ракеты «Малахит» не имела перспективы. Поэтому в первую очередь нужно было определиться с примерным обликом изделия, который ляжет в основу проекта совместной разработки.
Доктор А.П.Дж. Абдул Калам выступил с идеей сразу создать нечто невероятное по техническим характеристикам и даже по принципам работы – такое, чего не было ни в одной стране мира.
Конечно, при первых прикидках оказалось, что для этого потребуется вложить не меньше миллиарда долларов. Поиски источников финансирования в России свидетельствовали о том, что даже если мы будем пополам вкладывать деньги, все равно такой суммы не найдем.
Я предложил использовать то, что у нас имелось в заделе – противокорабельную ракету «Яхонт», достаточно разрекламированную и созданную на основе задела по разрабатываемому отечественному комплексу. Достаточное количество проведенных испытаний, стендовая отработка этого изделия позволяли нам в сжатые сроки совместно реализовать данный проект.
Мы подсчитали, что потребуется примерно 250 миллионов долларов, то есть в 4-5 раз меньше суммы, которую представлял себе доктор А.П.Дж. Абдул Калам.
Этот вариант определил для нас пути поиска дальнейшего финансового обеспечения и лег в основу Межправительственного соглашения.
Надо сказать, что в различных ведомствах нас единодушно встречали с недоумением.
Трудность заключалась не только в необычности всего, через что команде создателей СО «БраМос» пришлось пройти, но и в том, что в России тогда становились на новые рельсы юридическая, нормативная и законодательная практики. Мы выступили со своим предложением в пору полной политической неразберихи. Нас спрашивали, что нам даст создание совместной российско-индийской организации, и не лучше ли нам продавать что-то готовое? Но готового ничего не было!
Создание совместной организации и те заказы, которые были в дальнейшем оформлены контрактами с индийской стороны, по поставкам, по совместным работам, дали свои результаты. Мы можем гордиться своим детищем.
Заработала вся российская кооперация по этому проекту. Плодотворное влияние работа оказала не только на нас – сохраненную Военно-промышленную корпорацию с ее огромным творческим, промышленным, организационным потенциалом, но и на нашего отечественного заказчика (ВМФ и др. виды Вооруженных Сил).
Мы получили колоссальный жизненный опыт, многому научили наших молодых работников.
Приведу небольшую историческую деталь. У нас есть всего одно фото с церемонии подписания Межправительственного соглашения. Сейчас, спустя 20 лет, хочу сказать, что то событие носило именно церемониальный характер. Постановлением российского Правительства Межправительственное соглашение, к тому моменту подготовленное и согласованное сторонами, было поручено подписать В.А. Пахомову, имевшему ранг заместителя министра экономики.
Но в день приезда уполномоченного с индийской стороны для подписания соглашения В.А. Пахомов лежал с температурой под 40°. Нам удалось подписать это соглашение у него на дому. А в церемонии с российской стороны участвовал заместитель министра обороны Н.В. Михайлов, мой хороший товарищ, друг. В офисе министерства обороны, который находится в переулке напротив здания Генерального штаба, и происходило подписание, запечатленное на известной фотографии. Великое спасибо Николаю Васильевичу!
Сейчас, когда прошло уже 20 лет, совместная организация получила признание как форма действительно оптимальной работы, устраивающая обе стороны, имеющая высокую эффективность. Об этом, я думаю, будут написаны не только статьи и очерки в газетах и журналах, но и целые монографии.

На снимках: 1. Президент Индии доктор А.П.Дж. Абдул Калам и руководитель НПО машиностроения Г.А. Ефремов. Официальная резиденция Президента Индии в Дели. 2002 г.
2. Запуск ПКР «БраМос» с наземной пусковой установки. 2001 г.

Г.А. ЕФРЕМОВ,
Почетный Генеральный директор –
Почетный Генеральный конструктор
АО «ВПК «НПО машиностроения»

 



«БРАМОС» – СИМВОЛ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

За прошедшие 20 лет СО «БраМос» прошла огромный путь. Мы сейчас говорим об активной фазе функционирования организации, потому что сама идея и подготовка ее реализации начались в 90-х годах прошлого века. Компания активно существует уже два десятилетия. За это время она превратилась в символ военно-технического сотрудничества Российской Федерации и республики Индии.

Многие успехи в деятельности организации отмечались нашим военно-политическим руководством. В одном из своих недавних интервью министр иностранных дел Сергей Лавров дал высокую оценку деятельности компании «БраМос».
Предприятие на сегодняшний день имеет большой портфель заказов, которые по срокам реализации простираются на десятилетие вперед. Изделия СО «БраМос» стоят на вооружении Военно-морских Сил республики Индии, артиллерии, сухопутных войск и ВВС, причем это количество в значительной степени определяет боеготовность и боевую мощь этих составляющих Вооруженных Сил Республики Индии. На реализацию проектов работает большое количество индийских предприятий и предприятий Российской Федерации, что обеспечивает их устойчивое состояние, дает работу десяткам тысяч человек у нас в стране и в Индии. Организация имеет хорошие перспективы по продолжению работы. Год назад Президент РФ В.В. Путин озвучил принятое Правительствами двух стран решение увеличить дальность изделия «БраМос», что тоже открывает перспективы в увеличении заказов и расширении применения данного изделия. Достаточно успешно работает компания «БраМос» по продвижению своей продукции на рынки третьих стран, ежегодно участвует в значительном количестве международных выставок. Есть заинтересованность зарубежных партнеров в том, чтобы приобретать продукцию совместной организации. Кроме поставок, компания ведет большую работу по обеспечению эксплуатации поставленных изделий. Фактически реализована концепция полного жизненного цикла – то, о чем пока только говорят у нас в стране. Изделие сопровождается на всем жизненном пути: это разработка, изготовление, поставка, ввод в эксплуатацию, подготовка личного состава, создание инфраструктуры для эксплуатации, хранения, ремонта изделия. Все это «БраМос» делает. Продлеваются сроки эксплуатации. Компания не останавливается в своем развитии. Есть интересные проекты по повышению характеристик изделия, по дальнейшему развитию производственных мощностей. Можно со всей ответственностью дать следующую оценку: сегодня компания находится на подъеме.

На снимке: Пуск ракеты «БраМос» с СПУ.
Александр ДЕРГАЧЕВ,
Первый заместитель Генерального директора-
заместитель Генерального конструктора
АО «ВПК «НПО машиностроения»,
генеральный конструктор ОТРВ ВМФ,
Председатель Совета директоров СО «БраМос»





ПЕРВОПРОХОДЦЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Вторая половина 90-х годов прошлого века вошла в историю нашей страны как время глубочайшего экономического кризиса. На этом фоне задачи по внешнеэкономической деятельности, направленные на создание совместной организации «БраМос», к которым НПО машиностроения тогда приступило, во многих государственных структурах, да и на самом предприятии, воспринимались как нечто фантастическое.
О том, какой непростой путь прошли финансово-бухгалтерские службы нашей фирмы в процессе создания этой международной организации, рассказывает заместитель Генерального директора, начальник Финансово-бухгалтерского комплекса АО «ВПК «НПО машиностроения» Валерий БУНАК.

– Валерий Александрович, давайте мысленно перенесемся во вторую половину 90-х годов – непростое для команды создателей компании «БраМос» время – и вспомним первые шаги наших бухгалтеров и финансистов на этом тернистом пути.
– Да, в то время все предприятия, и наше в том числе, переживали тяжелые времена. Бюджет был минимальным, жили, образно говоря, «на 3 копейки» в год. Каждая зарплата – подвиг. Экономическую ситуацию заметно осложняло резкое сокращение численности работающих. От словосочетания «валютное законодательство» сотрудники приходили в некий волнительный трепет, таможенное регулирование менялось чуть ли не каждый день. Ни в отрасли, ни на предприятии ни у кого не было никакого опыта подобной деятельности, и в стране не у кого было спросить совета. Поэтому всем, в том числе и финансово-экономической, бухгалтерской службам НПО машиностроения, пришлось пройти весь этот пионерский путь впервые, набивая шишки, методом проб и ошибок. Мы начали с нуля создавать подразделения и службы, воспитывать и учить людей. В договорном отделе было создано новое подразделение, специализировавшееся на внешнеэкономической деятельности. Финансовому отделу потребовалась перестройка: пришли новые люди, их нужно было обучить. В Центральной бухгалтерии работу по проекту «БраМос» также приходилось строить «с нуля». Постепенно, ценой потерь, ошибок и одновременно первых робких успехов, в конце второй половины 90-х годов это направление деятельности предприятия заявило о себе.
– С какими структурами предприятия тесно взаимодействовал финансово-бухгалтерский комплекс в процессе этой работы?
– Принимая во внимание важность работ по программе «БраМос», приказом Генерального директора от 25 сентября 1999 года для организации управления и координации работ НПО машиностроения с СО «БраМос» была создана Генеральная дирекция. В ее состав вошли технический директор, финансовый директор и директор по нормативно-правовому обеспечению. Обязанности руководителя в ней были возложены на первого заместителя Генерального директора А.Г. Леонова; обязанности технического директора и главного конструктора – на заместителя Генерального директора – заместителя Генерального конструктора В.П. Царева; обязанности директора по нормативно-правовому обеспечению оставлены за В.П. Павловым. В структуру Генеральной дирекции входили финансовая, техническая дирекции и дирекция по нормативно-правовому обеспечению. В финансовой дирекции работали А.Н. Семаев, В.А. Бунак, Н.В. Курятова, Н.К. Нестерова. Штат сотрудников технической дирекции составляли: В.П. Царев, В.А. Меркулов, Ю.В. Афиногенов, В.Г. Сизякин. Работу дирекции по нормативно-правовому обеспечению выполняли В.П. Павлов, С.И. Довгодуш, И.Ф. Скляров, Б.Е. Белуха, Ю.Н. Миронова. Специально созданная Генеральная дирекция стала основным подразделением, которое координировало все работы по проекту «БраМос». Сначала ее возглавлял А.Г. Леонов, а затем А.Н. Семаев. Дирекция работала очень динамично, компетентно и в сжатые сроки решая актуальные задачи.
– Была ли в те годы у Вас уверенность в том, что проект «БраМос» заработает?
– Скажу честно: лично у меня такой уверенности не было. Риск был довольно высок, потому что тот объем распорядительных документов, которые потребовалось выпустить, согласовав со всеми министерствами и ведомствами, просто трудно себе представить. Помню, В.П. Павлов разработал детализированный график в виде дерева, в который были внесены данные о том, в каких ведомствах и какие согласования нужно было проходить и получать. На этот график было страшно смотреть. Сегодня наше предприятие и все, кто имеет отношение к реализации проекта «БраМос», могут с гордостью заявить: путь, который НПО машиностроения прошло в данном направлении, уникален и беспрецедентен. Больше у нас в стране повторить этот опыт никто не смог. Хотя очень много было обращений от разных предприятий и федеральных органов власти с просьбами рассказать, как мы смогли реализовать на практике эту важную, значимую задачу. Поступали просьбы помочь пройти этот путь повторно, но ни у кого не получилось. Как только обращавшаяся к нам за помощью сторона понимала масштаб предстоящей работы, у людей пропадало всякое желание приступать к делу.
Ввиду важности проекта потребовалось принять целый ряд документов на уровне Правительства Российской Федерации. Как правило, это были постановления. И получилось так, что все премьер-министры, работавшие в то время (которые менялись достаточно часто), оставили свой след в нашем проекте.
– Как строилась работа финансово-бухгалтерского комплекса, направленная на решение текущих задач, стоящих перед компанией?
– Это была ежедневная кропотливая деятельность, связанная с проработкой тех или иных документов, протоколов, с проведением заседаний Совета директоров, Наблюдательного совета. На повестке дня всегда стояли вопросы, требовавшие неотложного пристального внимания. Безусловно, нам оказывали содействие все министерства, которые были связаны с данной проблематикой. Как только началось серийное производство ракет «БраМос», потребовалась слаженная, компетентная работа департамента 13 под руководством Ю.В. Афиногенова и В.В. Лапковского. С ним в таком же плотном взаимодействии мы до сих пор и работаем. Сегодня финансово-бухгалтерские подразделения также тесно сотрудничают с Департаментом 11 В.В. Телкова.
– Говорят, первопроходцы компании «БраМос» были альтруистами и трудились, не считаясь с личным временем?
– Да, это действительно так. Люди во всех задействованных в проекте подразделениях работали, невзирая на время суток и определенную Трудовым кодексом продолжительность рабочего дня. Выходили на работу и в выходные, и в праздники, задерживались допоздна, понимая, что такие глобальные государственные задачи решаются только так.
– Помните момент, когда на счета предприятия поступили первые денежные средства по проекту «БраМос»?
– Да, хорошо помню. С этого дня мы получили мощнейший толчок для активной дальнейшей работы и поняли, что проект реально стартовал. Стало возможно направить эти денежные средства на конкретные дела. Наши дочерние предприятия (такие, как АО «ПО «Стрела») начали, как говорил Г.А. Ефремов, «собирать с грядок рабочих, которые в 90-е разбежались». В один ряд с АО «ПО «Стрела» можно поставить и другие заводы: АО «ПЗ «Машиностроитель» (г. Пермь), АО «Авангард» (г. Сафоново), АО «НПО электромеханики» (г. Миасс) и другие. Занимаясь тематикой по проекту «БраМос», все они получили большой импульс для своего развития и впоследствии вошли в Военно-промышленную корпорацию «НПО машиностроения».
– Как бы Вы оценили место, занимаемое СО «БраМос» в современной деятельности Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения»?
– Проект «БраМос» – это, практически, финансово-экономический базис нашей Военно-промышленной корпорации, которая была создана позднее. Если бы не финансовые ресурсы «БраМоса», я не очень уверен, что Корпорация существовала бы в том виде, в котором она функционирует сейчас.
– Каким Вам видится сегодняшнее состояние дел в совместной российско-индийской компании?
– В современных условиях СО «БраМос» – это устойчивое предприятие, способное вовремя и с соблюдением всех договоренностей с партнерами решать производственные задачи в области разработки современной техники, а также заниматься ее серийным изготовлением и ритмичными поставками. Важно особо подчеркнуть: проект «БраМос» позволил нашему предприятию не только вести разработку высокотехнологичной продукции, но и осуществлять ее серийные поставки, чего раньше никогда не было.
– Какие финансово-экономические позиции занимает АО «ВПК «НПО машиностроения» в составе Корпорации «ТРВ» и как этому способствует успешная деятельность компании «БраМос»?
– Нынешние позиции Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения» уже в составе Корпорации «ТРВ» мы оцениваем как лидирующие и по объемам, и по финансовой устойчивости, и по выполнению Гособоронзаказа. Сегодняшние высокие производственные показатели деятельности корпорации – это во многом заслуга проекта «БраМос». Конечно, в любом успешном проекте определяющую роль играют люди, которые в нем задействованы. И проекта «БраМос» это касается в первую очередь. В этой связи важно отметить успешное решение всех кадровых вопросов в ключевых подразделениях, которые занимаются проектом, и всех высокопрофессиональных специалистов, которые в настоящее время достойно решают задачи по внешнеэкономической деятельности предприятия.
«БраМос» – это масштабный проект в рамках отрасли и государства. И это не пустые слова. Деятельность компании «БраМос» отмечена ведомственными и государственными наградами обеих стран. А уж то, что лично Президент России В.В. Путин не раз называл «БраМос» исключительным по эффективности проектом с участием инопартнера, направленным на разработку высокотехнологичной наукоемкой продукции, – это говорит само за себя.

На снимках: 1. Заседание Наблюдательного совета СО «БраМос» в НПО машиностроения.
2. Выставочный центр продукции СО «БраМос» в Дели.
3. Подписание Межправительственного соглашения о бессрочном сотрудничестве в рамках проекта «БраМос». 2014 г.





БОГАТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ ЭКСПОРТОМ

Заместитель Генерального директора по координации работ с СО «БраМос» А.Б. Максичев работает в этой организации с первых дней ее создания и знает о ней практически все. В своем интервью газете он подробно рассказал о том, чем наполнены трудовые будни в компании, каковы требования к тем нашим коллегам, кто хотел бы отправиться в долгую заграничную командировку в эту самобытную страну, и о том, какие перспективы военно-технического сотрудничества открываются у АО «ВПК «НПО машиностроения» благодаря успешной деятельности этой организации.

– Александр Борисович, вспомните, пожалуйста, как началась Ваша деятельность в СО «БраМос» и что собой тогда представляла эта организация?
– Насколько я помню, с момента образования компании там всегда присутствовали специалисты НПО машиностроения, которые были откомандированы туда на работу. В 2000 году, в начале деятельности компании, она насчитывала всего15-16 сотрудников и 5-6 человек из них были российскими специалистами. Управляющий директор, в то время это был Андрей Николаевич Страхов, приезжал в Индию эпизодически, по мере необходимости. На постоянной основе там работали 4 человека: Александр и Елена Максичевы, Александр Баскаков и Владимир Толшмяков.
– Как распределялись обязанности этих людей в СО «БраМос»?
– А.Н. Страхов был управляющим содиректором со всеми вытекающими правами и обязанностями. А.А. Баскаков – заместителем главного должностного лица. Во время отсутствия А.Н.Страхова он возглавлял деятельность русской части компании. В то время было очень много административных, организационных задач. Компания была в стадии формирования. Я в то время занимал должность заместителя генерального менеджера по вопросам маркетинга и занимался поддержкой технической деятельности компании. Помню, у нас только закончился этап предварительных проработок, были утверждены эскизный и аванпроект, начались испытания. Мы много взаимодействовали с индийскими заказчиками, с индийским военно-морским флотом, было много различных встреч. В этой работе я и принимал участие. Елена Максичева занималась организацией командирования индийских специалистов и приездом российских специалистов. Командирований было очень много, надо было обеспечить прием людей, их размещение, транспорт, связь и т.д. В.А. Толшмяков работал на должности специалиста, он занимался подготовкой финансово-договорных документов, поскольку наша деятельность и строится на основе этих самых договоров, контрактов и дополнений к ним.
Сейчас в компании у нас работает около 600 человек, из них постоянно присутствуют командированных от АО «ВПК «НПО машиностроения» 5 человек. Все остальные - это сотрудники «БраМоса», которые постоянно живут и работают в Индии. Да, у нас расширились объем деятельности и география, есть теперь производство в Хайдарабаде, Нагпуре, Тривандруме, новый сервисный центр в Пилани, поэтому так много народу, в том числе постоянные командируемые сотрудники АО «ВПК «НПО машиностроения». Так, например, в Хайдарабаде у нас в компании есть команда из 5-8 российских специалистов, которая работает вахтовым методом. В ее состав входят технические специалисты из КБ «Орион», АО «ПО «Стрела», представители смежной организации АО «Гранит», которые сопровождают серийное производство, осуществляют входной контроль поступающего имущества, сопровождают сборку, ну и стараются на месте решать различные технические вопросы. Плюс у нас есть контракты, на основании которых российские специалисты командируются в Индию для участия в испытаниях, для проведения технических встреч по подписанным дополнениям, для проведения моделирования и прочей деятельности. Сейчас в рамках локализации производства наши специалисты много и часто ездят по индийским промышленным предприятиям, а это практически по всей Индии, с севера до юга. Таковы, в основном, задачи, решаемые российскими сотрудниками СО «БраМос» в настоящее время.
– В каких условиях живут российские специалисты, работающие в СО «БраМос»?
– Я как управляющий содиректор вынужден бывать и в России, и в Индии эпизодически, в зависимости от необходимости. По своей практике, из 8 лет (с учетом последнего командирования) ровно половину времени я провел в России и половину – в Индии. Остальные российские сотрудники находятся там на постоянной основе. Живут они со своими семьями в благоустроенных просторных квартирах площадью около 70 м2 на территории нашего торгового представительства. Все, что необходимо для жизни, имеется. Мы стараемся командировать работников таким образом, чтобы все члены семьи там работали.
– А если есть дети?
– За 20 лет у нас приобретен богатый опыт пребывания российских специалистов с семьями и детьми. Для детей созданы все необходимые условия для полноценной жизни и развития. Они ходят в школу, которая расположена на территории российского посольства, там же располагаются детский сад и ясли. У многих наших сотрудников рождались дети уже на территории Индии. При этом компания «БраМос» обеспечивает страховку, которая покрывает многие расходы, связанные с оказанием медицинских услуг. Медицинское обслуживание обеспечивается и на территории посольства, где есть своя поликлиника и свои врачи. Если этого недостаточно, можно обратиться в специализированный медицинский центр. Медицина в Индии платная, но в условиях командирования, проживания и работы в Индии это учитывается. Есть также своя охраняемая территория, свой бассейн, свои магазины.
Сегодня в деятельности СО «БраМос» мы продолжаем исполнять те же функции, которые были заложены еще в начале работы компании. Это сопровождение финансовой деятельности, заключение новых договоров, исполнение их, обеспечение платежей, открытие аккредитивов и прочее. Это очень большая и кропотливая работа, требующая определенных знаний международных, финансовых и бухгалтерских правил. Обязательно знание английского языка – на нем должен говорить каждый командируемый. После первой командировки работники возвращаются с хорошим знанием языка и в своей работе не нуждаются в помощи переводчика, хотя они у нас в Индии есть. Производство осуществляется в Индии из тех комплектующих, которые изготавливаются в России. Есть огромный перечень работ по обеспечению поставок имущества, рекламационные работы. Немаловажное значение имеет логистическое обеспечение поставок. Весь этот сложный механизм должен быть правильно организован и находиться под контролем. Это ответственность российских специалистов СО «БраМос». В соответствии с контрактами большое количество специалистов командируется как из России, так и из Индии. Десятки, а иногда и до сотни специалистов в течение года приезжают в Индию, выполняют различные обязательства. Их надо встретить, обеспечить транспортом, связью, жильем, решить все возникающие на месте вопросы, от бытовых до чрезвычайных. К сожалению, были случаи, когда мы даже госпитализировали командируемых. Помощь была вовремя оказана, все, слава Богу, живы. Это тоже находится в зоне ответственности СО «БраМос».
Мы много взаимодействуем с местными представительствами российских организаций. Это и посольство, и консульский отдел, и представительство Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Взаимодействие с перечисленными инстанциями тоже входит в круг наших обязанностей.
Индия – это наш стратегический партнер, поэтому в течение года проходит много различных рабочих встреч на различных уровнях, начиная от визитов Президента.
– Где географически расположен офис СО «БраМос»? И почему было выбрано именно это место? Какими критериями руководствовались при этом?
– Когда предприятие создавалось, долго выбирали первичное место. В самом начале деятельности СО «БраМос» мы старались не привлекать к себе внимания. Формально легализация компании произошла после первого демопуска, 12 июня 2001 года. Поэтому изначально для офиса СО «БраМос» рассматривалось помещение, которое находилось на территории международного молодежного центра. Объяснить такой выбор легко: там много иностранцев и можно с легкостью затеряться. Однако по разным причинам это место не подошло, и мы арендовали небольшой двухэтажный особняк в районе Вазант Вихар в Нью-Дели. Это достаточно престижное место, там много посольств. Наш офис граничил с посольством Уругвая. Потом компания стала разрастаться, и нам там стало тесно, начался поиск другого помещения под офис. Тот офис, в котором компания располагается в настоящее время, был построен на территории, которую нам выделило министерство обороны Индии, поскольку Организация оборонных исследований и разработок – это акционер компании с индийской стороны. И она также является структурой министерства обороны. Нам выделили землю и средства, и вот на этой земле вскоре был построен замечательный офис. Он достаточно большой, обладает огороженной территорией со своей военизированной охраной. Одним словом, в новом офисе СО «БраМос» созданы все условия для полноценной, эффективной работы компании – места много, зимой тепло, летом прохладно, к услугам работников современные средства связи.
– Можете привести примеры наиболее значимых встреч в 2017 году?
– У нас проводятся заседания наблюдательных советов СО «БраМос». Как правило, с российской стороны их возглавляет заместитель директора федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Такие встречи тоже необходимо организовывать. Еще одна из значимых встреч в 2017 году – это большая научно-практическая конференция, которая проходила в Дели с участием российской делегации в количестве 150 человек во главе с министром Д.В. Мантуровым. В состав делегации вошли представители Рособоронэкспорта, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. СО «БраМос» и я лично участвовали в этой конференции. Сегодня с полным правом можно признать: «БраМос» стал брендом, одной из ключевых точек, ключевых мест, которые с удовольствием посещают как индийские, так и российские высокие делегации. Опять же очень много визитов российских журналистов. Как правило, большинство мероприятий сопровождается представителями российских СМИ и телевидения. Они всегда посещают наше предприятие. Стоит признать, информационная политика – отдельное направление деятельности СО «БраМос». Мы должны правильно освещать деятельность компании, это наша гордость, в том числе гордость АО «ВПК «НПО машиностроения».
Смею предположить, что многим сотрудникам фирмы, особенно молодежи, читая эти строки, захотелось попробовать свои силы в этой работе. Скажите, у кого есть шанс?
– Шанс есть у тех, кто, во-первых, знает язык, имеет определенные технические знания, знания о деятельности компании «БраМос», кто не боится трудностей и имеет отношение к деятельности, о которой я уже говорил. В обязанности сотрудников НПО машиностроения, работающих в СО «БраМос», входит организация рекламационной деятельности, организация поставок, как в Индию, так и из нее, ну и потребуется общее понимание и знание логистики.Кстати, набор штата сотрудников в командировку на работу в СО «БраМос», которая продолжается в течение 3-4 лет, проводится регулярно.
– На время работы в Индии за командированными сохраняется рабочее место в АО «ВПК «НПО машиностроения»?
– Да, в контракте это прописано. После их возвращения им должно быть предоставлено соответствующее рабочее место.
– То есть, на сегодняшний день СО «БраМос» нуждается в новых кадрах?
– Да, командированные на 3-4 года в Индию должны вернуться назад, а на их место набирается новый штат. Замечено, если люди уезжают больше чем на 3 года, у них возникает отрыв от действительности, поэтому этот срок пребывания в командировке за границей оптимальный. К тому же у людей подрастают дети, их надо устраивать в институты. Кто-то, находясь в командировке, решает материальные проблемы. С одной стороны, первое время люди тяжело приживаются: другой социум, другие климатические условия, но через 3-4 года они, наоборот, с большим трудом уезжают из Индии. Это очень хорошая практика. Те специалисты НПО машиностроения, которые поработали там, почувствовали на собственном опыте абсолютно другой уровень ответственности. Ведь за границей ты один, а за тобой – страна. Ты отвечаешь за все, и в компании смотрят на тебя, а выводы делают о стране. Это накладывает определенные обязательства, поэтому пребывание в такой командировке – это не просто работа. Это служба. Там не бывает привычного для россиянина рабочего дня с 9.00 до 18.00, это служба дни и ночи. Порой приходится работать и по ночам, и в выходные. Никто не отказывается, если надо кого-то встретить ночью или уехать в командировку, где нужно работать без выходных. Там мы работаем по индийским правилам, во многом они жестче, чем российские, но, тем не менее, мы осознано на это шли, когда нас командировали в Индию.
– В чем проявляется жесткость?
– Например, если ты работал в субботу, то никто не представит тебе отгул, потому что это твоя обязанность как специалиста старшего состава.
– Вспомните, пожалуйста, наиболее интересные, знаковые визиты в СО «Брамос» и расскажите, в чем состояла цель таких визитов?
– Это были ознакомительные и деловые переговоры, рабочие встречи. Офис, в котором в настоящее время размещается СО «БраМос», был открыт во время визита Президента В.В. Путина в 2004 году. И все его окружение во время того визита также побывало в нашем офисе. Много раз посещал офис бывший президент Индии А.П. Дж. Абдул Калам. Он вообще считал «БраМос» своим детищем. Гостями офиса становились министры обороны Индии и министр обороны России – два года назад к нам приезжал С.К. Шойгу. Очень много раз приезжали военные делегации министерства обороны России. В офисе СО «БраМос» есть замечательный зал, где проходят торжественные мероприятия. Он вмещает в себя почти 800 человек. Там проводятся различные симпозиумы и конференции, каждый год 12 июня там проходит празднование дня рождения «БраМоса». Начало празднованию было положено первым демопуском. Это был знаменательный день в истории СО «БраМос», день, когда мы официально заявили о себе. Ежегодно, начиная с 2001 года, в этот день обычно проходит конференция, подводятся итоги работы за год. Российские и индийские специалисты, внесшие большой вклад в дело развития «БраМоса», поощряются наградами, в том числе и денежными премиями. Среди тех, кто получили такие награды, много российских специалистов, не только сотрудников АО «ВПК «НПО машиностроения», но и смежников. После официальной части обычно всех приглашают на концерт с участием индийских и российских артистов. На этот праздник в СО «БраМос», как правило, приезжают гости из посольства России. Важно отметить установившиеся хорошие отношения с российским посольством в Индии. Как известно, недавно произошла смена посла РФ. Месяца два назад он впервые посетил нашу компанию. Надеюсь, что мы и в дальнейшем будем поддерживать сложившиеся за многие годы хорошие, теплые отношения.

На снимках: 1. Самоходный комплекс «БраМос» на параде в Дели. 2018 г.
2. Посещение СО «БраМос» министром обороны России С.К. Шойгу. 2015 г.
3. Офис СО «БраМос» в Хайдарабаде.
4. Посещение офиса СО «БраМос» министром обороны Республики Индии господином Энтони. 2013 г.





ОБ ИНДИИ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ

Ирина Матросова, ведущий специалист отдела 00-36, о поездке в Индию мечтала с детства. Ее сверстницы стремились побывать в Париже, в Риме, а Ирину манила эта загадочная страна с ее древней культурой и традициями. «Не знаю почему, но у меня с детства было какое-то совершенно необъяснимое желание поехать в Индию», – призналась Ирина Геннадьевна. В какой-то степени этому детскому интересу способствовала телевизионная передача, которую девочка любила смотреть вместе с родителями – «Клуб кинопутешественников».
Прошли годы, и детской мечте суждено было сбыться. Вот что об этом рассказала нашей газете И.Г. Матросова, которая не так давно с семьей вернулась из командировки в Республику Индию.

Мы ничего сами не искали и не планировали. Отправиться в загранкомандировку предложили мужу. Однажды супруг  пришел с работы и спросил, хочу ли я поехать в Индию?  Увидев мой удивленный взгляд, рассказал о сделанном ему предложении  – поехать поработать в СО «БраМос». 
Не скрою, это было совершенно неожиданно.  Были и плюсы, и минусы. Нам было что терять. Дочь в то время ходила в музыкальную школу и подавала надежды, а младший сын, тоже довольно успешно, занимался в футбольном клубе. Срывать детей из школы, отрывать от налаженного быта, от друзей и хороших педагогов непросто. Ведь никогда не знаешь, найдется ли там, куда ты собираешься ехать, достойная альтернатива. Отрывать семью от детей – тоже не вариант. Дети всегда с нами. Окончательное решение было за супругом. Уверена, что это решение он принял, зная мою давнюю детскую мечту.
Это был 2009 год. Муж поехал в Индию первым, мы с детьми отправились чуть позже. Отъезду предшествовало много приготовлений. Детей выдернули из всех школ,  в ускоренном порядке собрали документы. Было страшно. Больше всего переживали за детей: какая школа будет, как они будут в ней учиться?
Очень хорошо помню, что сразу по прилету окунулись в воздух, наполненный специями, благовониями и дымом от костров. Так пахнет только Индия! И, конечно, нас встретила жара и насыщенный влагой воздух, а также совершенно потрясающая по красоте и яркости красок экзотическая растительность.
Дети, правда, первые три дня ныли и говорили: «Мама, куда вы нас привезли?». Но вскоре и они стали испытывать радость от пребывания на новом месте, нашли друзей.
Помню свой первый выход на работу. В компании «БраМос» существует такая традиция: в первый день работы тебя знакомят со всем коллективом, начиная от руководства и заканчивая рядовыми сотрудниками. Люди в офисе показались мне очень приветливыми, доброжелательными, улыбчивыми и отзывчивыми. Это было особенно важно на начальном этапе, когда мы еще не освоились, и возникали трудности в работе.
Большую помощь в адаптации на новом месте нам оказывали переводчики Минакши и Дана. А Сурендр говорит по-русски практически в совершенстве, хорошо понимает наш российский юмор, который, как известно, бывает с подтекстом. Этот переводчик для русских ребят – настоящая палочка-выручалочка.
 Работа в офисе СО «БраМос» была связана с ведением мини-бухгалтерии и учетом материальных ценностей.
Взаимозаменяемость – это то, на чем строится вся работа в компании. Это, конечно, не касается  производственных вопросов, но многие организационные моменты всегда можно решить с помощью коллег. Все визиты и проводы гостей «БраМоса» были заранее запланированы, но если случался какой-то форс-мажор, то мы всегда были на подхвате. Иногда в обеденный перерыв мы собирались с нашими индийскими коллегами и устраивали девичьи посиделки, они спрашивали, как у нас строятся в семьях отношениях между супругами, какие существуют традиции воспитания детей, как поддерживать отношения с родственниками. После такого непринужденного общения нам было легче воспринимать друг друга в рабочей обстановке. И это взаимное узнавание и уважительное отношение к традициям очень плодотворно сказывалось на компании в целом. Никогда в нашей совместной работе не было никакого недопонимания, трений, разногласий.
 В компании есть мини-спортивный зал, в котором в обеденный перерыв и вечером после работы можно позаниматься. В отдельно стоящем здании, на первом этаже, расположена столовая.  Для российских специалистов повара готовят менее острую еду, но, если есть желание, можно кушать индийские «разносолы».  
Несмотря на жаркий климат, индийцы ведут активный образ жизни, проводится много праздников, ходят друг к другу в гости.
Очень популярен в Индии праздник Холи, символизирующий приход весны. Традицией этого праздника считается посыпание друг друга разноцветными порошками и поливание подкрашенной водой. Можно неделями отмываться после этого буйства красок. Вот и мы отмывали возвращающихся после Холи детей. Узнать их даже родной маме иногда было очень затруднительно.
У моего супруга работа была связана с сопровождением поставок имущества в Индию, часто приходилось летать в командировки в Хайдарабад, принимать и сопровождать груз, готовить много сопроводительных документов на английском языке, контактировать с сотрудниками аэропорта, с таможенной службой, агентами по авиаперевозкам. Вместе с индийскими специалистами осуществлял взаимодействие СО «БраМос» с посольством РФ в Индии. Например, при проведении официальных мероприятий.  Еще одно направление в его работе связано было с рекламациями, включая, например, организацию вывоза из Индии и возврата рекламационного имущества. Все это происходило   в тесном взаимодействии с индийскими специалистами. Иногда, в отсутствие управляющего содиректора, выполнял часть его функций.
С благодарностью и восторгом вспоминают это время наши дети. Помимо учебы в школе и прекрасного овладения английским языком, они с удовольствием занимались плаванием и профессионально освоили этот вид спорта. А еще наши дочь и сын занимались танцами, рисованием, пением. Учителя очень старались их увлечь. Какие были прекрасные концерты в клубе посольского городка, организованные силами наших педагогов и учащихся! И мы, родители, старались не быть в стороне. Например, супруг после работы в офисе вел секцию по восточным единоборствам. Секцию посещали и маленькие дети, и старшеклассники.
Что касается общения с семьями наших коллег по компании «БраМос», которые до сих пор там работают, мы по-прежнему переписываемся, созваниваемся, поздравляем друг друга со всеми праздниками.
Когда время нашей командировки в Индию закончилось, и пришла пора уезжать из этой гостеприимной страны, по сложившейся там традиции, руководство компании организовало торжественную церемонию прощания. Мы услышали в свой адрес много добрых слов. В ответ мы тоже не смогли молчать. Я сказала, что половина моего сердца навсегда осталась здесь, в Индии. Мы прожили в этой стране большой отрезок своей жизни – 4 года – и приобрели бесценный опыт, который, несомненно, всем нам помог стать на родине, в России, более успешными и жизнерадостными людьми. Думаю, выражу мнение многих наших российских коллег, побывавших в загранкомандировке в СО «БраМос», если скажу: «Школа СО «БраМос» стала неотъемлемой, очень важной и значимой частью нашей жизни».

На снимках: 1. И.Г. Матросова с Минакши в офисе «БраМос»
2. Сувенирный магазин. Гоа





МЕЧТА, ДОСТУПНАЯ КАЖДОМУ

Среди молодежи, работающей на предприятии, немало тех, кто с удовольствием готов ездить в служебные командировки, особенно за границу. Такую возможность у нас на фирме предлагает совместная российско-индийская организация «БраМос». Своими впечатлениями о том, чем запомнились 4 года, проведенные в Индии, с читателями газеты согласилась поделиться одна молодая семейная пара. Знакомьтесь: Крестина и Олег Гребенниковы…

– Ребята, расскажите, как вы узнали о том, что вам предстоит командировка в Индию.
Олег: – За время работы в НПО я неоднократно слышал о длительных командировках сотрудников за рубеж. А один из моих знакомых побывал в подобной командировке в Индии по линии СО «БраМос». Неоценимую помощь в организации нашей загранкомандировки оказал В.М. Камышников.
– Вот вы туда приехали, и что было дальше?
– Мы приехали в Дели в конце июля 2013 года, а следующий день оказался для нас первым рабочим днем в СО «БраМос».
Первые несколько дней мы прожили в гостинице, а затем поселились в квартире, предназначенной для командированных специалистов.
В Дели сотрудникам СО «БраМос» предоставляется комфортабельное жилье, находящееся на охраняемой закрытой территории российского торгового представительства. На этой же территории в офисном здании размещены представительства и офисы других крупных российских организаций, таких как ФСВТС, АО «Рособоронэкспорт», «Росатом» и др.
Жилой корпус имеет пять этажей, в подвальном помещении расположены магазин, баскетбольный и тренажерный залы, во внутреннем дворе плавательный бассейн. В этом здании проживает большое количество русских специалистов, командированных из разных организаций.
– Удобно ли было добираться от дома до работы?
– От офиса СО «БраМос» нам предоставлялся служебный автомобиль, вмещающий пять пассажиров, а поскольку офис расположен неподалеку, дорога не занимала много времени. 
– Продолжительность рабочего дня такая же, как в России?
– Нет, он немного короче. Начало рабочего дня в 9.00, а окончание в 17.00, с получасовым перерывом на обед. Но из-за специфики работы и разницы во времени между Москвой и Дели нам приходилось часто задерживаться в офисе, а при приеме и отправке имущества работать по ночам.
– Какие у Вас были должностные обязанности?
Олег: – За время работы было очень много нестандартных ситуаций, но если коротко, мои обязанности состояли из четырех основных направлений: экспорт и реэкспорт имущества, импорт имущества, работа, связанная с рекламациями имущества, а также обеспечение и содействие прибывшим в РИ российским специалистам, как сотрудникам НПО машиностроения, так и сотрудникам организаций-соисполнителей.
– Не могу не задать вопрос по поводу уровня знания английского. Вы, прежде чем поехать, его подтянули?
 Крестина: – Несмотря на то, что я учила английский язык с детского сада, на начальном этапе у меня возникли сложности, связанные со спецификой речи, акцентом.
Олег: – До командирования я посещал курсы от предприятия, а также дополнительные занятия.
– Крестина, Вы учились в спецшколе с углубленным изучением иностранных языков?
– Нет.
– И как выходили из положения, ведь нужно было понимать, что от Вас хотят иностранные коллеги?
Крестина: – Готовясь к разговору, выписывала сложные для меня обороты, новые слова, запоминала. Занимались с мужем каждый день до глубокой ночи. В первые дни работы иногда обращалась за помощью к переводчикам. Попадая в новую языковую среду, просто необходимо выучить язык, используя все ресурсы: и Интернет, и печатные издания.
– Расскажите поподробнее о том, как строилась ваша работа в СО «БраМос»?
Олег: – Буквально в двух словах, так как все это составляло только небольшую часть моей работы.  Импорт имущества из РФ заключался в обеспечении приема чартерных и регулярных авиарейсов в РИ. Для встречи всех авиарейсов необходимо было подготовить ряд документов, согласовать товарно-сопроводительную документацию на имущество между двумя сторонами, а для встречи авиачартеров подготовить и подать заявки на пролет самолета, присутствовать на летном поле в городах Хайдарабаде и Нагпуре во время разгрузки имущества, которая, как правило, производилась в ночное время, также оказывал содействие сотрудникам ГФС РФ, сопровождавшим груз. Экспорт – это подготовка, согласование и утверждение комплектов товарно-сопроводительных документов на отправку  имущества в РФ, иногда присутствие на летном поле при погрузке имущества на борт, встреча в РИ и оказание содействия сотрудникам ГФС РФ. За успешную работу в СО «БраМос» в конце 2016 года я получил благодарность от ФСВТС, а в январе 2017 года был назначен на должность Additional General Manager. Назначение российского специалиста на эту должность было первым за историю СО.
– Крестина, а что входило в Ваши обязанности?
– Я отвечала за планирование и организацию встреч специалистов НПО машиностроения и организаций-соисполнителей. В частности, заказывала авиабилеты (внутренние перелеты), гостиницы, автотранспорт. Помимо этого я занималась внутренним аудитом в части расходов и затрат средств на содержание специалистов, командируемых из России в Индию, сверкой финансовых документов с финансовым департаментом СО «БраМос». Взаимодействовала с посольством и консульским отделом РФ в части оказания содействия в оформлении виз для сотрудников СО «БраМос».
– Как проводили свободное время после работы, когда уже адаптировались на новом месте и подтянули язык. Где вы побывали? Что узнали об Индии?
Олег: – В нежаркое время гуляли, а также плавали в бассейне, катались на велосипедах.
Посетили много интересных мест, в том числе храм Лотоса, гробницу Хумаюна, Дворец Президента, ворота Индии, Тадж-Махал, Ред Форт и многие другие. Во время отпуска побывали на Гоа и в Керале. И хотя отпуск был непродолжительным – несколько дней – мы получили большое удовольствие от обычного пляжного отдыха. Авиабилеты и номер в отеле мы бронировали самостоятельно.
– Как у вас прошла акклиматизация?
– Незаметно, хоть мы и приехали летом, в сезон муссонов.
– Что касается гастрономических открытий, что вам особенно запомнилось?
Крестина: – Индийская кухня очень вкусная, но очень острая. И первое наше с ней знакомство закончилось в буквальном смысле слезами. Поэтому в основном мы питались и готовили дома традиционные русские блюда. Практически все продукты для них можно было купить на рынке и в моле (местный супермаркет – прим. автора).
– Поедете еще в Индию?
– Мы очень хотели бы, но есть ряд обстоятельств, по которым пока не можем, а в будущем – с удовольствием.

На снимках: 1. Офис СО «БраМос» в Дели.
2. Штат Керала, катание на слоне. 2015 г.