МАШИНОСТРОИТЕЛИ ПОДВЕЛИ ИТОГИ, НАМЕТИЛИ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

29 сентября в АО «ВПК «НПО машиностроения» состоялось заседание Московского областного регионального совета Союза машиностроителей России под председательством куратора МОРО СоюзМаш, Генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Б.В. Обносова. Были обсуждены пути решения стоящих перед отделением задач, Состоялся обмен мнениями по вопросам, связанным с работой отделения в текущем году.

Началось мероприятие с церемонии награждения отличившихся членов Московского областного регионального отделения СоюзМаш, которую провел Б.В. Обносов.
За большой личный вклад в развитие промышленности, многолетний добросовестный труд и в честь Дня машиностроителя благодарственными письмами ООО «Союз машиностроителей России» были награждены:
Н.Е. Дементьева – начальник управления информации АО «ВПК «НПО машиностроения»;
Ю.Ю. Цайтлер – начальник экономического управления администрации г. о. Реутов;
А.С. Кириллов – начальник отдела по работе с общероссийскими общественными организациями АО «ВПК «НПО машиностроения».
Медалью Союза машиностроителей России «За доблестный труд» II степени был награжден А.О. Дегтярев – заместитель Генерального директора по коммуникациям и корпоративным вопросам АО «ВПК «НПО машиностроения», первый заместитель председателя Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России, руководитель аппарата отделения.
Также благодарственных писем ООО «Союз машиностроителей России» были удостоены:
В.И. Бугреев – советник Генерального директора АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», председатель местного отделения;
Ю.В. Савина – начальник управления информации и общественных связей АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
А.Н. Толмачев – заместитель директора ГАПОУ МО «ПК «Энергия»;
А.П. Утриванов – заместитель Генерального директора – главный инженер АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка», председатель местного отделения.
Заседание Регсовета продолжил председатель Московского областного регионального отделения, заместитель Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения» В.А. Бунак.
«Как известно, Московское областное региональное отделение СоюзМаш приступило к активной работе в Реутове на базе АО «ВПК «НПО машиностроения» ровно год назад, с 1 октября 2020 года. В течение первых месяцев, когда еще не был создан аппарат областной организации СоюзМаш, не было выделено помещение под офис, предприятие своими силами выполняло весь необходимый объем работы МОРО СоюзМаш. Основными задачами были активизация работы отделения и повышение его рейтинговых показателей. И все эти усилия оказались не напрасными – за короткий период, буквально 3 месяца, отделение поднялось с 54-го на 21-е место в рейтинге эффективности региональных отделений», – отметил Валерий Александрович.
Напомним, что в январе текущего года был создан аппарат, в марте торжественно открыли общественно доступный офис регионального отделения, и работа закипела.
На заседании Регсовета отмечалось, что Московское областное региональное отделение принимает активное участие в мероприятиях, проводимых Центральным аппаратом Союза машиностроителей России. В частности, областное отделение достойно показало себя в конкурсе, посвященном сохранению памяти о Великой Победе советского народа в Великой Отечественной войне. В ходе Всероссийской акции «Неделя без турникетов», проходившей в апреле, предприятия областного отделения посетило более 2500 человек. Большинство из них – школьники, студенты вузов и средних профессиональных учебных заведений. Хочется надеяться, что многим ребятам знакомство с историей тематических направлений деятельности нашей фирмы поможет сделать правильный выбор будущей профессии и связать свою жизнь с машиностроительной отраслью.
Сильная команда была сформирована региональным отделением для участия в форуме «Инженеры будущего» в Тульской области. К сожалению, из-за пандемии форум в очном режиме не состоялся.
В канун празднования Дня машиностроителя более 300 представителей МОРО СоюзМаш приняло участие в работе XIV Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Этому событию газета «Трибуна ВПК» посвятила большой репортаж в № 36 от 8 октября 2021 года. Кроме того, целый ряд предприятий – членов регионального отделения – активно участвует в движении добровольного донорства крови.
Также куратору Московского областного регионального отделения СоюзМаш Б.В. Обносову был представлен ряд серьезных предложений, связанных с оптимизацией профориентационной работы.
«В Реутове планируется организация в качестве пилотного проекта «Школы Союза машиностроителей России». Это будет школа, ориентированная на углубленное преподавание естественных наук и точных дисциплин. Выпускники школы смогут получать дополнительные баллы при поступлении в технические вузы страны. В Реутове уже есть претендент на присвоение этого статуса – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».
Необходимо определить критерии для таких школ и процедуру присвоения им статуса на уровне Центрального аппарата Союза машиностроителей России. Если опыт создания таких школ будет признан положительным, его можно будет распространить на другие средние общеобразовательные заведения Московской области», – отметил член Регионального совета отделения, заместитель Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения» К.Л. Вишняков.
Кроме того, на совещании были подведены итоги мероприятий, проведенных в течение прошедшего года МОРО СоюзМаш.
«За отчетный период самым значительным мероприятием стал Второй Всероссийский форум «Взгляд молодежи на пути развития ОПК». Участниками мероприятия, проведенного 3 и 4 июня 2021 года в Деловом комплексе «Мир», стали представители 70 предприятий отрасли, приехавшие из разных уголков России. Если Первый форум был «камерным» – в нем приняли участие 19 организаций и около 80 человек, – то Второй стал действительно масштабным событием. Более 250 участников, двухдневная программа, около 30 докладов, три тренинга от ведущих российских бизнес-коучей. Организованный Молодежным объединением АО «ВПК «НПО машиностроения», МОРО СоюзМаш и Союзом молодых инженеров России, форум стал не только площадкой для обмена опытом, но и демонстрацией успешного развития молодежной политики предприятия.
По итогам проведения форума было подготовлено коллективное обращение с предложениями в Военно-промышленную комиссию России», – сказал в своем выступлении заместитель Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения», первый заместитель председателя МОРО СоюзМаш А.О. Дегтярев.
Он также сообщил, что Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России совместно с предприятиями отрасли был проведен ряд конкурсов для рабочих, инженеров и представителей других профессий. Целью этих состязаний является поощрение творческой и профессиональной активности. На заседании также обсудили возможности усиления работы по профориентации. Отмечалось, что в течение всего года, а не только в период проведения акции «Неделя без турникетов», на предприятиях машиностроительной отрасли необходимо проводить как можно больше профориентационных, ознакомительных мероприятий с привлечением школьников, студентов университетов и профессионально-технических колледжей.
Также отмечалось, что в деятельность по линии Союза машиностроителей России уже вовлечены ветераны отрасли. Необходимо активнее организовывать и проводить различные социальные мероприятия – конкурсы для детей и внуков работников предприятий – членов регионального отделения, экскурсии, спортивные соревнования, походы.
Кроме того, членами Регсовета была отмечена хорошо организованная информационная кампания в корпоративных и городских СМИ по освещению деятельности Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России.
Участники заседания не обошли своим вниманием и проблемные вопросы, касающиеся низкой активности ряда машиностроительных предприятий области. Не все из них приступили к работе по линии Союза машиностроителей России. Состоялся обмен мнениями о том, как привлечь их к работе, которая нужна не только областному отделению, но и в первую очередь самим предприятиям. Ведь такая работа оказывает им большую помощь и в профориентационном, и в социальном направлениях деятельности, охватывая широкий круг людей.
В заключение встречи ее участники дали оценку деятельности МОРО СоюзМаш за прошедший период. Было отмечено, что на сегодняшний день организация занимает место в первой десятке рейтинга Союза машиностроителей, и это можно считать хорошим показателем в ее работе, но тем не менее – недостаточным. Как и вся наша Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», которая всегда стремится достичь наивысших показателей во всех областях своей деятельности, Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России будет делать все возможное, чтобы занять лидирующие позиции.

Наталья ТАРАСЕНКО
Фото Леонида Варламова

 



ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КНИГАХ

Время идет семимильными шагами – ветераны, создававшие наше предприятие, неминуемо уходят, и единственным источником исторических сведений о нашей родной фирме становятся книги. Чтобы найти наиболее полное собрание изданий об НПО машиностроения и людях, которые сделали его ведущим в отрасли, далеко ходить не нужно – этот факт доказали сотрудники научно-технической библиотеки в ходе выставки-презентации «История предприятия в книгах». Мероприятие, приуроченное к празднованию Дня машиностроителя, было организовано для сотрудников фирмы МОРО СоюзМаш, а провели встречу начальник научно-технической библиотеки Елена Кажаева и специалист I категории отдела по связям с общественностью Иван Прибылов.

«Рада приветствовать вас в научно-технической библиотеке! Мы расскажем сегодня о книгах, связанных с историей нашего предприятия, об основателе НПО машиностроения – академике В.Н. Челомее, об уникальных изделиях, которые родились в этих стенах. Авторы большинства книг – сотрудники предприятия», – обратилась к присутствующим Елена Петровна, открывая мероприятие.
Книги специалисты библиотеки действительно подобрали самые разные. Более двадцати изданий – среди них были биографии, энциклопедии, мемуары… История АО «ВПК «НПО машиностроения» насчитывает уже более 75 лет – конечно, для описания такого длинного периода двадцати книг недостаточно. Однако работы, представленные в рамках выставки, в совокупности все же могут дать достаточно широкое представление о том, как создавалась фирма академика В.Н. Челомея, как она развивалась и чем жила все эти годы.
Как отметила Елена Петровна, первая книга об истории НПО машиностроения выпускалась в преддверии 60-летия предприятия. В монографии «60 лет самоотверженного труда во имя мира» впервые была предпринята первая попытка рассказать о том, как фирма строилась и расширялась, какие препятствия возникали на ее пути к званию лидера ракетно-космической отрасли. В книге «Творцы и созидатели. Ода коллективу», подготовленной к 65-летнему юбилею предприятия, на его историю взглянули уже под другим углом. Это издание стало для руководства возможностью поблагодарить за преданность и самоотдачу всех тех, кто прошел с НПО машиностроения через череду испытаний и взлетов – а их за более чем полувековую историю случалось немало.
Ряд книг, представленных на выставке, был посвящен ключевым изделиям фирмы. «Яркий след крылатого «Метеорита», «Огранка «Алмазов», «Ракета П-5 – ответ на ядерную угрозу» – в этих работах представлена наиболее полная информация о разработках НПО машиностроения, долгое время остававшихся засекреченными.
Особый интерес у посетителей мероприятия вызвали книги, написанные такими уважаемыми ветеранами, как В.В. Сачков, Л.Е. Макаров, В.А. Поляченко, Л.Д. Смиричевский.
«Я помогал в подготовке нескольких из представленных здесь изданий, и все они по-своему уникальны, – заметил Иван Прибылов, обращаясь к собравшимся. – Например, в «Полвека на переднем крае» В.В. Сачкова есть крайне неожиданные эпизоды. Далеко не всем известно, что первым самолетом-снарядом было немецкое изделие V-1. Когда В.Н. Челомей получил задание на разработку будущих крылатых ракет, он отправил В.В. Сачкова в Германию на поиски заводов, где производились V-1. Владимир Владимирович миссию выполнил, и в дальнейшем была создана наша 10Х».
Как отметила Елена Петровна, некоторые объекты выставки можно по праву считать библиографической редкостью. К примеру, весьма скромным был тираж издания Ю.В. Геронимуса «В молодые годы: автобиографические записки» – отпечатали всего 300 книг. Получить экземпляр этой работы, написанной одним из создателей вычислительного центра нашего конструкторского бюро, для библиотеки было большой удачей.
«К сожалению, почти всеми представленными книгами библиотека располагает лишь в одном экземпляре. Поэтому знакомиться с ними можно лишь в читальном зале. Однако книги «Огранка «Алмазов», «Полвека на переднем крае» и «Памятные страницы» пока еще доступны для приобретения всем желающим», – отметила Елена Петровна.
Гости мероприятия активно участвовали в дискуссии. Кто-то заметил среди экспонатов издания, которые давно хотел бы заполучить в коллекцию, а кое-кто, наоборот, заявил, что библиотеке необходимо обзавестись еще несколькими важными книгами.
«Я очень жалею, что в свое время мимо меня прошла «Откровенно о сокровенном» Л.Д. Смиричевского, а теперь ее уже нигде не достать. Я вообще считаю, что все эти книги важны больше для наших потомков, чем для нас самих. Эти издания могут наглядно показать нашим детям и внукам то, чем мы занимаемся на предприятии, какие непростые задачи оно решает», – поделилась впечатлениями начальник отдела комплексного информационного обеспечения и аналитики Ирина Никитина, посетившая выставку.
Завершилось мероприятие в неформальной обстановке – посетители знакомились с изданиями, обсуждали историю создания тех или иных книг.

Владимир КЛЫКАНОВ
Фото Михаила Алексеева

 

 

 

ДОРОГА К ИНЖЕНЕРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Ученикам инженерных классов реутовского Лицея № 1 очень повезло – с юных лет они имеют возможность начать свой научный путь и проявить себя в изобретательской деятельности. Помогают им в этом сотрудники АО «ВПК «НПО машиностроения», которые выступают в качестве наставников для начинающих инженеров. Одним из кураторов этих классов является инженер отдела 02-03 С.А. Здоровец. В беседе с корреспондентом «Трибуны ВПК» Сергей объяснил, как строится работа в лицее, а также рассказал о проектах, которые ведут ребята.

Инженерные классы открылись в лицее несколько лет назад. Поступать в них едут со всего Подмосковья – выпускникам средней школы нужно пройти тестирование и продемонстрировать аттестат с отличными отметками, чтобы их приняли. Обучение в инженерных классах открывает ребятам широкий горизонт возможностей. Благодаря углубленному освоению основных дисциплин и дополнительному изучению ряда специализированных предметов (программирования, инженерной графики, математической логики и др.) им гораздо проще поступить в технические вузы и в дальнейшем построить карьеру в различных отраслях. Вполне возможно, что многие юные инженеры в будущем решат пополнить ряды сотрудников АО «ВПК «НПО машиностроения». По словам С.А. Здоровца, работники предприятия не только помогают школьникам вести научно-практические проекты, но и рассказывают подопечным о деятельности нашей фирмы, направлениях подготовки Аэрокосмического факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана – будущие абитуриенты получают ясное представление об одном из путей, который они смогут выбрать после выпуска.
«К работе в лицее меня привлекли весной прошлого года. От коллег поступило предложение попробовать себя в роли куратора, чтобы помочь детям реализовывать проекты, – рассказывает Сергей Андреевич. – После того как я вошел в курс дел, мы с ребятами начали обсуждать те темы, которые их интересуют. Каждый куратор выбирал ту сферу деятельности, в которой лучше всего разбирается, – в моем случае это программирование микроконтроллеров».
Сергей Андреевич отмечает, что все учащиеся инженерных классов являются разносторонними личностями: им интересны самые разные области. Поэтому кураторам нужно было скорректировать выбранные темы таким образом, чтобы они получили более узкую направленность и учащиеся могли выполнить проекты самостоятельно, без использования углубленных знаний. Четверо подопечных С.А. Здоровца выбрали задачи, в которых ключевую роль играли именно микроконтроллеры. Важной частью работы была предварительная подготовка, которая велась еще до начала учебного года. Кураторам было необходимо подобрать подходящую литературу, методические материалы, организовать закупку комплектующих и материалов. В первые месяцы десятиклассники адаптировались – нагрузка в инженерных классах значительно выше, чем в общеобразовательных – и параллельно начинали осваивать назначение тех или иных датчиков, изучать основы работы с микроконтроллерами. Затем с каждым из учеников Сергей Андреевич в индивидуальном порядке разбирал, каким образом детали должны быть объединены в устройство, а также помогал в написании опорной программы. Наставник и его подопечные постоянно были на связи в мессенджерах и соцсетях – это в значительной мере ускоряло взаимодействие (особенно в условиях пандемии).
Один из учеников разработал устройство, способное усиливать интернет-сигнал мобильного телефона. По словам Сергея Андреевича, актуальность этого проекта неоспорима.
«Сам нередко сталкиваюсь с тем, что на даче очень слабо ловит сигнал 4G, поэтому практическая ценность устройства очевидна», – признается он.
Прототип антенны еще предстоит протестировать в реальных условиях, но в целом прибор уже работает.
Еще одна его подопечная работала над созданием системы контроля микроклимата. Устройство начинает работать при понижении влажности в помещении до определенной отметки, после чего включается испаритель. Программный код написан таким образом, чтобы высчитывалось среднее значение влажности по показаниям с датчиков, размещенных в разных местах помещения. По словам Сергея Андреевича, для первоначального этапа такой конфигурации достаточно – развитием проекта может стать дальнейшее усложнение алгоритма.
Другой ученик решил собрать «электронное пугало» – устройство, которое реагировало бы на приближение птиц и животных и прогоняло их с поля или огорода с помощью громких звуковых сигналов. Возникли трудности с подключением аудиоинтерфейса к микроконтроллеру, однако после замены микросхемы на более качественную проблема должна решиться.
Четвертый подопечный изучил степень защищенности самых распространенных носителей информации, а также проверил, как на дискеты, компакт-диски, жесткие диски, флеш-карты влияют магнитные поля, электричество, деформационные усилия. Самым защищенным носителем оказался простой компакт-диск – дискеты имеют слишком малый объем и подвержены магнитным воздействиям, флешки сравнительно легко вывести из строя с помощью электрического тока, а жесткие диски не переносят ударных воздействий. Кроме того, далеко не всегда можно быстро подключить жесткий диск к компьютеру.
Проект одного из своих учеников Сергей Андреевич курирует вместе с другим педагогом – Д.Н. Моряковым. Старшеклассник создал станцию очистки воздуха, которую назвал «Стоп-Вирус».
«С моей стороны была нужна помощь по работе с микроконтроллером, который управляет двумя вентиляторами и ультрафиолетовой лампой. Устройство оснащено таймером, на котором пользователь может выставить время работы», – объясняет С.А. Здоровец, отмечая, что многие лицеисты выбирают проекты, связанные с авиацией и ракетно-космической техникой – интерес к этой области среди будущих инженеров высок.

Афанасий ЖУК
Фото Леонида Варламова

 

 



ПОЗДРАВИЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России и колледж «Энергия» провели торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя.

День учителя в колледже – это особенный праздник. От профессионализма педагогического состава напрямую зависит будущее учащихся. Работа преподавателя заключается не только в передаче знаний – учителя играют важную роль в становлении личности каждого человека, помогают формировать мировоззрение и прививать нравственные ценности.
«Спасибо вам большое за то, что вы достойно перенесли все трудности, с которыми нам пришлось столкнуться в период пандемии. Благодаря вам дети не только узнают что-то новое, но и постигают жизнь!» – обратился к коллегам директор колледжа, член Регионального совета МОРО СоюзМаш Нерсес Нерсесян.
Поздравили любимых преподавателей и сами студенты, подготовившие праздничный концерт. Стихи, песни, танцы и искренние пожелания от ребят не оставили равнодушным никого. Завершился праздник вручением почетных грамот и благодарственных писем, которыми была отмечена работа наиболее отличившихся педагогов.

Антон МИРНЫЙ

 






НА ЗАСЕДАНИИ ОБСУДИЛИ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЕСТКИ ДНЯ

В начале октября на предприятии состоялось очередное заседание профкома. Повестка дня заседания включала в себя ряд вопросов, которые выходили за рамки повседневной деятельности профсоюзного комитета.

С отчетом перед профсоюзным комитетом выступили председатели комиссии профкома по работе с молодежью (Ксения Панкова) и комиссии по социальным вопросам (Людмила Колокольчикова). Так, в своем отчете Ксения Панкова уделила внимание пунктам Плана работы молодежного объединения, пересекающимся с работой профсоюзного комитета.
Людмила Колокольчикова озвучила в своем отчете итоги летней оздоровительной кампании на предприятии, рассказала о компенсационных выплатах членам профсоюза за поездку на б/о «Рассвет» и за отдых их детей, побывавших этим летом в детском лагере «Метеор».
На заседании также был утвержден состав комиссии по проведению годовой инвентаризации в профкоме. Далее участники заседания утвердили Совместное решение администрации и профсоюзного комитета по присвоению сотрудникам предприятия почетных званий «Кадровый работник НПО машиностроения», «Ветеран труда НПО машиностроения», «Почетный ветеран труда НПО машиностроения», «Заслуженный работник НПО машиностроения».
Кроме того, на заседании было единоглсно утверждено решение о внесении изменений в Положение о знаке отличия «Заслуги перед профсоюзной организацией НПО машиностроения».
Много вопросов у членов профсоюза возникло по поводу проведения в ДК «Мир» молодежного вечера. Не всем до конца понятны ограничительные меры, распространяющиеся на такого рода мероприятия. Однако предварительное «добро» на его проведение члены профсоюза все же дали.
Хочется напомнить членам профсоюза и о других ежемесячно утверждаемых решениях. В их числе: прием в члены профсоюза, приобретение абонементов в плавательный бассейн, организация экскурсионных поездок выходного дня, согласование распоряжений на выход на работу в сверхурочные часы и выходные дни, о награждении в связи с юбилеями и согласование инструкций по охране труда.
Отдельной строкой в повестке дня заседания профкома стоит вопрос об оказании материальной помощи, премировании и выплатах компенсационного характера членам профсоюза. Сентябрь в этом плане оказался рекордсменом. На эти цели было израсходовано 1600000 рублей.
После многочисленных обращений членов профсоюза в профком по поводу добровольного вакцинирования сотрудников предприятия до 10 июня 2021 года, профсоюзный комитет принял решение о выплате компенсации по 3000 рублей. Таковых к началу октября оказалось более 200 человек. Но это не предел, так как до сих пор приходят члены профсоюза с документами, подтверждающими вакцинирование до 10 июня 2021 года.
На заседании была доведена информация о заявлении ФНПР по поводу притеснения работодателями профсоюзных активистов (к сожалению, у нас в некоторых подразделениях происходит то же самое, особенно там, где руководители подразделений не являются членами профсоюза. Пока обойдемся без имен, но если такое будет повторяться, то профсоюз обязан будет выразить свое особое мнение по отношению к ним).
Следующая информация касалась письма, которое было направлено на имя Генерального директора А.Г. Леонова по поводу очередей на гагаринской проходной. Это письмо было расписано соответствующим службам, которые заявили о готовности установить на проходной дополнительный третий турникет.
В завершение встречи прозвучала информация о предстоящем турнире по мини-футболу, который состоится в Новокосино, где соорганизаторами выступили Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России, Спорткомитет и профсоюзный комитет предприятия.

Профком

 

 




ФИЛОСОФИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Уважаемые читатели, сегодня мы завершаем публикацию материалов, занявших призовые места в литературном конкурсе «Машиностроение – основа промышленного потенциала Подмосковья». Автор статьи «Философия машиностроения», Ученый секретарь НТС предприятия Л.С. Точилов, предпринял попытку переосмыслить историю развития Опытного завода машиностроения в условиях установления рыночной экономики. Третье место в конкурсе эта публикация разделила с материалом Д.В. Антоневича (№ 36 газеты «Трибуна ВПК» от 8 октября 2021 года).

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
(перевод В. Марковой)

Жарким летним днем молодой мастер литейного участка, гуляя с маленькой дочкой, понял, что пора в своей жизни что-то менять. Толчком к этому давно уже зреющему решению послужила просьба девочки купить ей мороженое. Денег на мороженое не было – ни в кармане, ни дома: типичная ситуация для тружеников машиностроительных предприятий в 90-е годы. Была ли в этом их вина?
Состояние, в котором находилось машиностроение в 90-х, хорошо известно. Не исключением был и литейный участок Опытного завода машиностроения: отсутствие заказов, долги, мизерные зарплаты, отсутствие перспектив. И вот на следующий день после истории с мороженым мастер участка предложил перевести свой участок на хозрасчет. «Либо выживем, либо нет», – сказал он своим товарищам. Это решение поддержали все десять рабочих участка и руководство завода. 
Молодой мастер участка начал с главного – поиска заказов. И здесь его ждала удача. Объем выручки участка стал быстро расти и вскоре достиг 60 % выручки всего завода.
Природа этого феномена вытекала из логики новой рыночной экономики. Продукция литейного производства нужна всегда. Взять и создать с нуля новое литейное производство так просто не получится. Следовательно, конкуренцию на рынке могли составить только старые машиностроительные предприятия. Решающим конкурентным преимуществом становилась скорость согласования стоимости, исполнения заказов, учета пожеланий заказчика. В этом и был секрет успеха нового подхода.
Если все так просто, то почему остальные машиностроительные предприятия не пошли этим путем? Добавь скорости и выиграй! Кто только об этом не писал! Например, икона IT-бизнеса Билл Гейтс в своей книге «Бизнес со скоростью мысли» и множество других авторитетов в этой области.
Скорость – это хорошо, но надо еще выбрать или угадать правильное направление и крепко держать руль, несмотря на ухабы. Роль личности в истории никто не отменял, а это была красивая история успеха.
Для развития успеха в большем масштабе героя этой истории назначили директором завода. Можно ли дважды войти в одну и ту же реку? Как известно, нельзя. Истории успеха каким-то магическим способом защищены от копирования.
Можно ли было в новых условиях найти свою рыночную нишу? Известно, что у всякой задачи есть простое, очевидное, неправильное решение. Но разве может быть неправильным решение приобрести, например, современное оборудование? Ведь отсутствие оного являлось чуть ли не единственным объяснением плачевного состояния машиностроения в тот период. Существует достаточно много примеров того, что да, решения по приобретению нового оборудования порой могут быть ошибочны. Есть даже научная теория, объясняющая этот феномен на основе анализа производственных процессов.
Но что если взять пару новых станков, уникальных по своим возможностям, которые бы выполняли полный цикл обработки на автономном производственном участке? Такое позиционирование многообещающе: дорогое уникальное оборудование недоступно для большого числа потенциальных конкурентов, им элементарно не хватит на него денег. Такая идея показалась директору наиболее перспективной для повторного завоевания рынка.
Если красота первого бизнес-решения была в простоте и некой ускользающей от взгляда стороннего наблюдателя изюминке – скорости, то второе бизнес-решение, нацеленное на победу в сегменте продукции дорогих обрабатывающих станков, исходило из отсутствия, понятно что временного, в этом сегменте серьезных конкурентов.
Но время было уже другое. Крупный капитал осваивал машиностроительные мощности, действуя предельно рационально, но в тоже время не скупился на современное оборудование.
Пророческими оказались слова Виктора Пелевина: «О улитка, ползущая на вершину Фудзи, можешь не торопиться. Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так…»
К огромному нашему сожалению, этот сегмент рынка дорогостоящей гражданской продукции оказался отнюдь не пустым.
Чтобы показать свое уникальное оборудование в действии, производитель чудо-станков организовал для нашего директора и его заместителей, среди которых был и я, посещение одного из приватизированных машиностроительных предприятий.
То, что увидели мы, напоминало идеальную скульптуру из музея «Индустрия 4.0» – ничего лишнего. Внутри пустого просторного корпуса, как на выставке, стояли две работающие уникальные установки, непрерывно выпускающие продукцию. Приглядывал за ними один рабочий, еще двое следили за автоматизированной линией покраски.
«Когда-то в этом цехе работало около ста человек», – пояснил нам сопровождающий.
«Получили большой заказ, эти станки уже окупились, готовим место под установку новых», – бесстрастно перечислял он.
Каждый его тезис бетонной плитой обрушивался на нашу хрупкую мечту о доминировании на рынке. Оставалось утешать себя тем, что выбранные станки действительно хорошие.
Впрочем, у этой истории был счастливый конец. Пока мы нашли и подготовили молодых выпускников Бауманки для работы с новым интеллектуальным оборудованием, установили его, на практике почувствовав его возможности, случилось чудо: портфель заказов завода стал стремительно расти, правда, по причинам, не связанным с этим приобретением. Наш новый участок стал небольшим прообразом цеха, который мы посещали.
Привычка анализировать часто возвращала меня к тому цеху, где когда-то трудилось сто рабочих. Что случилось? Почему? Можно ли было этого избежать? Если бы для этих ста человек купили бы такой уникальный станок, спасло бы это цех? Есть ли перспективы у старых машиностроительных предприятий, если заявленная цель развития производства – индустрия 4.0?
Согласно философии Ицхака Адизеса предприятия рождаются, стареют и, как ни печально, но умирают. Конечно, у предприятия есть способы замедлить старение, переродиться или родить что-то новое.
Мы, дорогой читатель, были свидетелями перерождения убыточного литейного участка, рождения современного автономного производственного участка. А что можно сказать о замедлении старения производственного предприятия?
Наиболее известным лекарством от старости для машиностроительных предприятий являются инновации. Пример нашего завода служит этому подтверждением. Включившись в цепочку производства инновационных изделий, завод преобразился: отремонтированные цеха, новое оборудование, молодые рабочие. Все это радует. Однако опыт заставляет видеть не только то, что на виду, но и то, что глубоко скрыто, то, что философы понимают под старением систем.
Этот философский смысл и иллюстрирует завершение истории про молодого директора завода, грустное и одновременно поучительное. Известное правило «Кто ищет, тот всегда найдет» жизнь иногда подправляет: «Но не всегда то, что искал».
Прорыв в премиум-сегмент гражданской продукции оказался неудачным, но удача сопутствовала нам в другом: завод получил большой заказ на инновационную оборонную продукцию.
И вот тут мы увидели, что за годы вынужденного простоя завод накопил массу проблем. Это и есть скрытая, самая опасная форма старения систем. Нерешаемые мелкие проблемы накапливались, порождая большие, и в любой-то момент этот клубок проблем подобно тромбу мог оторваться.
Серьезные начальники цехов вели себя порой как дети.
«Почему ваш цех сорвал срок?» – спрашивал директор одного из них.
«Потому что нам не поставили деталь», – был ответ.
«Почему не изготовили деталь?» – спрашивает директор начальника другого цеха.
«Давно изготовили, никто не забрал», – отвечает тот.
«Почему не забрали?» – спрашивает директор у первого начальника.
«Нам должны были ее привезти», – отвечает тот.
«Почему не отвезли?» – спрашивает директор у второго.
«Так те, кому она нужна, должны были ее забрать», – отвечает тот.
Большой организм завода приходил в себя после длительной спячки, и потоку различных проблем не было конца. С этим надо было что-то делать. Я предложил директору организовать процесс управления проблемами по образцу современных IT-компаний. Это решение я мог вкратце изложить за час. Профессионалов по этому процессу учат два дня, и то после недельного обучения общей системе управления сервисами, в которую этот процесс встроен.
В тот момент от меня требовалось уложиться в несколько минут.
«В первую очередь нам надо организовать централизованный сбор всех проблем, – начал я. – Сейчас и так никто не хочет ничего решать, а ты еще хочешь дать официальную возможность спихивать свои проблемы, тогда вообще никто ничего делать не будет», – подытожил разговор директор.
Цель предложения была, конечно, совершенно иная: наладить решение проблем без участия директора, дав ему возможность разрабатывать новые бизнес-стратегии. На тот момент я прекрасно понимал, что мое предложение связано с немалым риском его исполнения с имеющимся кадровым составом. Вместе с тем ручное управление отнимало у директора все силы, а сроки выпуска постоянно срывались. Уход директора с завода стал логичным завершением этого непростого, хотя и многообещающего периода.
Движение – жизнь. Завод постепенно входил в рабочий ритм благодаря во многом последующим директорам, не жалевшим сил для продолжения борьбы с проблемами, мешавшими его развитию. В моем представлении это рыцари в сияющих доспехах, сражающиеся с драконом, которого не всегда можно победить даже с автоматическим оружием. Это образное сравнение навеяно тем, что управление проблемами в IT-компаниях автоматизировано. Не уверен, что и тот мой порыв пойти на помощь с новобранцами увенчался бы успехом.
Можно, конечно, смотреть на это философски, мол, ничего с этим не поделаешь. А можно ответить и более эмоционально: «Покажите мне хотя бы один завод без проблем!» Действительно, их нет, как и нет абсолютно здоровых людей. Однако задача, стоящая перед заводом, намного проще: надо быть лучше другого завода, когда владелец инновационного изделия будет выбирать, кому из них предложить заказ.
Что можно в заключение посоветовать? Есть известный способ очистки заиленных прудов: выпускают в них рыбок, которые живут в иле и его едят. Что для производственника является проблемой, то для аспиранта, например по организации производства, является духовной пищей.
И, как ни удивительно, на заводе эта идея сама собой, естественным образом стала воплощаться в жизнь. Впервые на заводе заместитель начальника цеха защитила диссертацию, подано два заявления в аспирантуру.
Философы говорят, что для решения сложных проблем надо над ними подняться и попытаться осмыслить. И мы, уважаемый читатель, сделали это!

Леонид ТОЧИЛОВ





ПЛАН НАМЕЧЕН

28 сентября состоялось собрание актива Совета ветеранов Вооруженных сил АО «ВПК «НПО машиностроения».
Совещание с представителями Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России прошло под флагами всех родов войск РФ. Актив ветеранской организации подвел итоги работы за III квартал 2021 года и наметил основные направления деятельности на следующий период.

Как было заявлено в ходе собрания, лето для ветеранов прошло весьма плодотворно. Совместно с МОРО СоюзМаш были организованы экскурсии в Центральный музей ВВС в п. Монино, Музей Зои Космодемьянской, парк «Патриот» и расположенный на его территории Главный храм Вооруженных сил.
Председатель Совета ветеранов Виктор Булхов и несколько активистов в рамках благотворительной акции навестили пожилых и малоподвижных ветеранов АО «ВПК «НПО машиностроения», доставив им продукты и сувениры от Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России.
На заседании было решено, что ключевым направлением работы в следующем квартале станет профориентация и патриотическое воспитание молодежи. В настоящее время прорабатывается вопрос о подготовке учебного плана и подборе кандидатов для проведения лекций для представителей движения «Юнармия». Как отмечалось в ходе совещания, продолжится работа по вовлечению в деятельность Молодежного объединения – ветераны считают своим долгом сделать так, чтобы житейский опыт, дух патриотизма и любовь к истории были успешно переданы новому поколению сотрудников предприятия.
Кроме того, запланированы меры поддержки возрастных ветеранов, которым нужны забота и внимание. Также будут проводиться неформальные встречи – боевым товарищам необходимы общение и обмен новостями.

Артем СКЛЯРОВ
Фото Артема Богданова

 



XLVI АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ

Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в работе XLVI Академических чтений по космонавтике, которые состоятся с 25 по 28 января 2022 года.
28 января 2022 года в рамках Академических чтений состоится заседание секции 22 имени академика В.Н. Челомея (Челомеевские чтения).
Для включения докладов в программу Челомеевских чтений необходимо до 30 октября 2021 года направить ученому секретарю секции 22 тезисы доклада, презентацию в фирменном стиле, а также экспертное заключение на предоставляемые материалы.
Правила оформления презентации и ее шаблон размещены на внутреннем корпоративном портале в разделе «Аспирантура».
Полные тексты докладов с экспертными заключениями о возможности их открытого опубликования в сборнике трудов секции 22, а также для представления в редакции журналов РИНЦ, ВАК и «Скопус» направить ученому секретарю секции 22 Л.С. Точилову до 29 декабря 2021 года.
Дополнительную информацию можно получить на сайте korolevspace.bmstu.ru и в секретариате НТС (корп. 31, ком. 224, тел.: 59-32).
Секретариат НТС

 



XVII ЕЖЕГОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Уважаемые молодые специалисты!
С 8 по 10 декабря 2021 года состоится XVII ежегодная молодежная конференция «Новые материалы и технологии в ракетно-космической, авиационной и других высокотехнологичных отраслях промышленности». Она проводится при поддержке Госкорпорации «Роскосмос» на базе Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
Программа конференции предусматривает работу секций по научному, научно-техническому, экономическому направлениям. Все доклады будут опубликованы в ежегодном печатном издании «Сборник материалов молодежной конференции» с внесением в РИНЦ.
Одновременно в рамках конференции будет проводиться конкурс на лучший доклад в каждой секции. Победители получат возможность участвовать в финальном туре Всероссийского молодежного конкурса научно-технических работ «Орбита молодежи», организатором которого является Госкорпорация «Роскосмос».
Участникам и гостям молодежной конференции будет предложена обширная демонстрационно-образовательная программа, включающая посещение молодежного образовательного Космоцентра, посещение тренажеров транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА», орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента МКС, встречи с космонавтами, посещение Музея космонавтики в Звездном городке и Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино.
Дополнительную информацию можно получить на сайте http://12апреля.рф в разделе «Конференция-2021» и корпоративном портале в разделе «Аспирантура».
Желаем успеха!
Секретариат НТС

 




ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

Прокуратурой Московской области в целях повышения уровня доверия населения Московской области к органам прокуратуры, формирования бережного отношения к исторической памяти, славным традициям истории прокуратуры, уважения к прокурорам и ветеранам прокуратуры, посвятившим всю свою жизнь служению Закону, проводится конкурс детских рисунков и видеопрезентаций, посвященных 300-летию российской прокуратуры.

В конкурсе могут принять участие дети, подростки и молодежь, проживающие на территории Московской области.
Конкурс проводится по возрастным категориям:
– участники с 7 до 11 лет;
– участники с 11 до 15 лет;
– участники с 15 до 18 лет.
Каждым участником конкурса может быть предоставлено не более 2 рисунков и (или) 2 видеопрезентаций. Ко всем конкурсным работам должна быть приложена заявка на участие. Работы без указания необходимых данных к участию в конкурсе не допускаются.
Желающие принять участие в конкурсе могут подать заявки на участие в конкурсе, рисунки и (или) видеопрезентации в Первую прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области (Московская область, г. Королев, ул. Циолковского, д. 29) или по электронной почте: ok@mosoblproc.ru с пометкой «Конкурс рисунков и видеопрезентаций» с 1 по 29 октября 2021 г.
С формой заявки и Положением o творческом конкурсе детских рисунков и видеопрезентаций, посвященных 300-летию российской прокуратуры, можно ознакомиться на официальном сайте прокуратуры Московской области http://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50.
Собкор