БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

В основе обеспечения безопасности людей на любом объекте лежат, прежде всего, мероприятия по организации действий руководства, рабочих и служащих на случай возникновения пожара и безопасной эвакуации людей. Пожар опасен не только тем, что наносит материальный ущерб, но и тем, что может привести к гибели и травматизму людей. Поэтому своевременное обнаружение пожара и оповещение о нем людей – первоочередные элементы системы противопожарной защиты.

За последние несколько лет на предприятии проводится огромная работа в этом направлении. В марте этого года закончены работы по оборудованию новой системой автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения людей о пожаре еще одного корпуса с массовым пребыванием людей - корпуса №16 (в прошлом году – корпуса №24).

Для успешной эксплуатации указанных систем мало их правильно смонтировать. Важно не допускать ложного срабатывания и правильно действовать в случае пожарной тревоги. Датчики пожарной сигнализации, установленные в помещениях и коридорах корпуса, реагируют на любой дым и автоматически включают систему оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в виде непрерывного звукового сигнала. Услышав такой сигнал, все находящиеся в здании люди обязаны незамедлительно (без паники!) покинуть помещения и выйти на улицу. Вернуться на рабочие места они могут только после разрешения представителя пожарной охраны или цеха связи. Во избежание ложных срабатываний пожарной сигнализации курение в корпусе №16 возможно только в строго отведенных для этого местах.

Такая же система АПС и СОУЭ уже функционирует в корпусе №24. Разница только в том, что при срабатывании АПС в корпусе №24 звучит не сигнал, а речевое оповещение. И уже несколько раз система успешно срабатывала. Вот только люди не всегда правильно, а скорее даже безответственно, подходят к вопросу эвакуации из здания, подвергая свою жизнь опасности.

С вопросами по эксплуатации указанных систем можно обратиться в специальную пожарную часть №16 или к сотрудникам цеха связи.

С. Моисеенко, ст. инженер СПЧ-16

 

 

НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ

О том, что самодеятельное песенное творчество, наравне с занятиями спортом и коллективными поездками на отдых, может существенно повысить производительность труда и позитивный настрой в трудовом коллективе, известно давно. Наши отцы и деды хорошо помнят слова и мелодии песен, которые «строить и жить помогают». Заглянув вглубь истории, нельзя не заметить, что для русского человека песня всегда была верной спутницей и в мирное время, и в лихую военную годину. Но что же такое песня, почему такая власть и сила таится в ней?

В завершение прошлого года профсоюзный комитет предприятия выступил с необычной инициативой: возродить в НПО машиностроения коллектив художественной самодеятельности. Интересный почин сразу нашел поддержку у руководства предприятия. Когда новость о начале предварительных прослушиваний по отбору талантливых исполнителей и музыкантов пошла в массы, 20 энтузиастов вызвались попробовать себя в новом творческом проекте.

По словам его автора и вдохновителя, заместителя председателя профсоюзного комитета предприятия В.И. Алайкина, сцена актового зала НПО машиностроения вот уже более 20 лет не принимала самодеятельных музыкантов, и для этого были серьезные причины.

-Вместе со всей страной наша фирма все эти годы переживала непростые времена. Сами понимаете, в условиях перестроечного времени и после было не до музыки и не до песен, - рассказывает Вениамин Иванович. - В начале 90-х грустно было наблюдать картину, оставшуюся после развала страны. Зарплата на нашем предприятии, как и на других, относящихся к государственному сектору, резко упала. Кадровые рабочие, ИТР в поиске достойного заработка увольнялись в надежде найти другие, более высокооплачиваемые варианты трудоустройства.

Но не все ушли навсегда, кто-то возвращался по мере восстановления экономической устойчивости предприятия. Со временем на фирму стала активно устраиваться молодежь, но, кроме интересной работы ей здесь ничего не могли предложить. И тогда профсоюзный комитет предприятия активно включился в работу, направленную на ее удержание. Было ясно, что одной интересной работы мало, нужно придумать что-то еще. Сначала задумались над тем, как разнообразить досуг молодых перспективных специалистов. Первым делом установили столы для проведения в обеденное время соревнований по настольному теннису. Но этим не ограничились. Вскоре дошло дело до организации соревнований по шашкам, бильярду и минифутболу. Сегодня эти виды активного отдыха у сотрудников предприятия пользуются большой популярностью.

Казалось, этим можно было бы и ограничиться. Но в профсоюзном комитете рассудили иначе, и на одном из заседаний приняли решение на достигнутом не останавливаться, а пойти дальше. Так пришла мысль возродить самодеятельность. Особую заинтересованность и участие в реализации этой идеи, как уже говорилось выше, проявил заместитель председателя профсоюзного комитета В.И. Алайкин. Кстати, мало кто знает, что он, будучи от природы человеком творческим, наделенным разнообразными способностями, в свободное от работы время самостоятельно, даже без помощи самоучителя, выучился игре на баяне. Неудивительно, что, почувствовав со стороны коллег поддержку в «раскручивании» нового песенно-музыкального проекта, Вениамин Иванович с энтузиазмом, не считаясь с личным временем, взялся за дело. Для благого начинания нашлись и средства. Заблаговременно была закуплена звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура.

По словам Вениамина Ивановича, в процессе творческого отбора выяснилось, что у нас на фирме работает немало самодеятельных музыкантов, вполне сносно владеющих игрой на гитаре, аккордеоне, фортепьяно. Но далеко не все из них готовы продемонстрировать свои способности со сцены. Репетиции самых смелых и решительных проходили в конференц-зале, после работы или в обеденный перерыв. Среди тех, кто загорелся идеей участия в коллективе художественной самодеятельности – технолог отдела 70-02 Галина Лазутина, имеющая большой опыт гастрольной деятельности, известная в Московской области исполнительница русских романсов; молодежная активистка, руководитель занятий по шейпингу и тай-бо Наталья Вицина; гитаристы и исполнители Максим Репин (цех 21-07) и Олег Гребенников (дирекция 15-58); Николай Кленин и Иван Коваленко (цех 22-29), давно и с успехом выступающие дуэтом на праздниках и юбилеях в своем подразделении. Словом, первоначальный состав творческого коллектива подобрался в основном из опытных музыкантов и исполнителей, новичков набралось немного. Наверное еще и поэтому так дружно аплодировал зал каждому их выходу.

А случай показать доморощенные таланты публике не заставил себя долго ждать. Такая возможность представилась на очередном собрании профсоюзного актива, где награждали победителей спортивных соревнований 2008 года. Именно тогда в перерывах между награждениями выступил весь состав коллектива художественной самодеятельности НПО машиностроения.

Говорят, лиха беда начало. И пусть не все выступления самодеятельных артистов проходили гладко, не всегда хватало голоса, чтобы дотянуться до высоких нот, главный итог большой работы по расширению возможностей для творческой самореализации сотрудников предприятия уже налицо. Обрела второе дыхание, вновь ожила сцена актового зала НПО машиностроения, видевшая Майю Кристалинскую, Марка Бернеса и других мастеров песенного жанра. А добрая традиция отдыхать с песней, пройдя испытание временем, снова доказала свое непреходящее значение.

Н. Тарасенко

На снимках: участники концерта Г. Лазутина и О. Гребенников

 

 

ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Закрепление и развитие предприятия в г. Реутове привело к значительному росту потребности в квалифицированных рабочих и техниках, предпочтительно из местного населения. Это стало толчком к появлению на предприятии филиала Московского авиасамолетостроительного техникума (МАСТ). Об истории, педагогах и выпускниках филиала рассказывает его первый директор Г.И. Скипетрова.

В 1962 г . отделом технического обучения была организована школа мастеров из рабочих предприятия. Были созданы две группы, в программу обучения которых входили не только технические, но и общеобразовательные предметы.

Одновременно был создан консультационный пункт Московского авиационного техникума в помощь заочникам. Но эти подходы к подготовке работников среднего звена не могли удовлетворить потребности предприятия.

С приходом в ОТО бывшего председателя профкома предприятия Петра Семеновича Сысоева круг подготовки рабочих и техников стал шире, а сама подготовка серьезнее. Он хорошо понимал значение среднетехнического образования и для города Реутова, и для предприятия.

После недлительных переговоров с министерством будущий вечерний техникум (филиал при ЦКБМ) был прикреплен к Московскому авиасамолетостроительному техникуму (МАСТ), который располагался при заводе им. Хруничева.

В мае 1966г. был объявлен первый набор на 1-й (на базе восьмилетки) и 3-й (на базе десятилетки) курсы по самой широкой специальности: техник-технолог по обработке металлов резанием. Принято было сразу 4 группы – 2 на 1-ый и 2 на 3-ий курсы. Конкурс на вступительных экзаменах был 2 человека на место. С этого и началась работа нашего техникума.

Большие трудности были с устройством материальной базы: аудитории, лаборатории и прочее. Но отдел технического обучения совместно с отделом кадров медленно их преодолевали, и через 3 года занятия из старых групп, которые располагались на месте нынешних городской больницы и гимназии, все перешли на предприятие.

Несмотря на такой разброс помещений для занятий мы смогли удержать учащихся и из 30 человек приема выпускали по 25-23 человека.

По мере развития материальной базы филиала и с учетом потребности в новых специалистах среднего звена были введены еще две специальности: «Системы автоматического управления» и секретари делопроизводства и архивисты (по заказу отдела кадров). Группы по второй специальности были исключительно женскими, зато они были самыми примерными учениками.

Преподавателями техникума стали инженеры КБ и цехов предприятия. Не у всех все хорошо получалось. Многие не смогли войти в контакт с учащимися. Зато те, кто овладел мастерством педагога, интересами учащихся и программным материалом, остались в техникуме надолго. Методы подхода к раскрытию интереса учащихся к предмету преподаватели искали самостоятельно в процессе обучения.

Важно было убедить их в том, что материал нужно давать просто, в доступной форме и предельно приблизить к знанию специфики ЦКБМ.

Зато как радостно было, проходя по коридору во время занятий, слышать взрывы смеха или споры в аудиториях: значит, преподаватель нашел ключик и разбудил интерес (значит, учащиеся не спят на лекциях, а эмоционально осваивают материал). Приветствовалась любая методика, кроме скучной.

Вечернее образование требует от учащихся мужества, терпения и умения грамотно планировать свое время. От преподавателя же требуется так подать материал, чтобы учащиеся могли максимально усвоить все на лекции (ведь на занятия они приходят после работы, а дома семья, дети и много всяких обязанностей). Постепенно и учащиеся, и преподаватели втягивались в очень плотный ритм жизни. Этому тоже надо было научиться.

Постепенно коллектив МАСТА складывался. Остались надолго (на 15-25 лет) те инженеры, кто хорошо владел материалом, был интересен учащимся и самостоятельно овладел азами педагогики.

Лаборатории создавались с большим трудом, но предприятие помогало во всем с помощью увлеченных и талантливых преподавателей. Для 1-го курса были куплены приборы для опытов по физике. Это была заслуга молодого инженера, который оказался преподавателем «от Бога» и впоследствии окончательно перешел на педагогическую работу. Этим специалистом был Ростислав Петрович Симоньянц. Его судьба сложилась счастливо. Когда предприятие было насыщено техниками и высококвалифицированными рабочими, переходящее знамя образования перешло к МГТУ. Ему техникум передал всю материальную базу и лаборатории.

Учащиеся техникума могли обратиться с вопросами к своим преподавателям и на работе. Особенно к ведущему преподавателю математики – Г.А. .Ефремовой. Она никогда не жалела для учащихся свободного времени. Техникум во многом стал заменять ей друзей и семью. Зато ученики всегда платили ей большим уважением, любовью и прилежанием в учебе.

О преподавателях вообще хочется сказать особенно теплые слова. Они болели душой за усвоение материала, сами готовили лабораторные работы и оформляли кабинеты.

Наш филиал подготовил программы по новым специальностям. Особенно по системам автоматического управления. Начинал этот курс А.Н. Фролов, после его сменил И.В. Колчин, который по этому курсу написал учебник. Этим учебником пользовались все московские техникумы, где изучали системы автоматического управления.

Читал курс «Измерения» и готовил лабораторные работы В.В.Стебаков. Более 6 лет незаменимым был преподаватель механики Л.Л.Николаев. Долгое время проработала у нас Г.Д. Киселева. Более 25 лет отдал техникуму преподаватель электротехники, потом ТОЭ, Т.И. Ангуладзе. В лаборатории «Технологии материалов» готовил лабораторные работы А.Г. Галов, который проработал у нас более 16 лет.

Талантливыми педагогами стали инженеры В.П. Родин, З.Т. Галова, Г.Н. Будилова.

Математик В.В.Матицын так преподавал материал, что учащимся было стыдно не подготовиться к уроку. Такое отношение рождалось от большого уважения преподавателя и учащихся друг к другу.

Много труда в преподавание и в оборудование кабинетов вложил начальник цеха И.П. Селезнев. Много курсовых работ было использовано для оформления, под руководством преподавателя В.В. Котикова, кабинетов деталей машин, сопромата и теории механики.

За 27 лет в техникуме сложились свои традиции. Защита дипломов обставлялась как большой праздник. Приходили начальники лабораторий, бригад, начальники цехов, мастера чтобы видеть, чего достигли их сотрудники.

Первым председателем Государственно-экзаменационной комиссии был Главный инженер А.А. Тавризов, который очень эмоционально вел заседания. В последующем председателем ГЭК был И.К. Денисов, а в последние годы председателем стал «свой человек» – создатель лаборатории по технологии сбора изделий, отличный педагог (19 лет в техникуме) и Главный инженер предприятия Е.Г. Евтропов.

Кроме процесса обучения, и техникум, и администраторы на местах, и преподаватели, и комитет ВЛКСМ много времени и усилий затратили на воспитание учащихся. Особенно молодых, окончивших в школе 8 классов. Воспитание велось в тесной связи с родителями, которые работали на предприятии. Кураторы от комитета ВЛКСМ каждую неделю приходили просматривать журналы с отметками об учебе, беседовали с отстающими и даже организовывали помощь. Так что техникум не только давал специальность, но и не упускал из поля зрения своих учеников. Половина молодых учащихся в период учебы поженились, и у них сложились счастливые семьи. Кроме того, учеба в техникуме отвлекла многих «шустрых» ребят от дурных поступков и вредных привычек.

Не так давно я встретила одного бывшего выпускника (почти двоечника), которого председатель ГЭК под давлением преподавателей допустил до защиты. Все понимали, что парень может сойти с прямой дороги, но о доверии своем потом не пожалели. Он подготовился, поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Теперь это преуспевающий человек. При встрече благодарил за то, что ему помогли не испортить биографию.

Учащиеся и преподаватели чувствовали себя одной семьей. После окончания техникума некоторые учащиеся поступили в институт и продолжили работу ЦКБМ. Не многие из них уходили с фирмы в погоне за длинным рублем. Поэтому и стал наш город наукоградом.

Всего техникум выпустил более двух тысяч специалистов по разным специальностям.

P. S.: В заключение хотелось бы обратиться ко всем выпускникам техникума с просьбой поделиться информацией и фотоматериалами, рассказать о том, как сложилась их судьба и судьба их однокурсников.

На снимках: 1. Г .И. Скипетрова

2. Группа мастеров. Выпуск 1981г., апрель

3. 1969г. Вручение дипломов и поздравление выпускников. Слева направо: А.П. Коцюмаха, В.П. Родин, А.А. Тавризов, А.Г. Галов, Г.И. Скипетрова

4. Выпуск 1969г. с членами государственной экзаменационной комиссии (ГЭК)

 

 

ИСТОКИ

«В.Н. Челомей – один из главных творцов в ракетно-космической отрасли не только у нас в стране, но и в мире…

Наша задача … сделать его имя достоянием нации, потому что его заслуги в этой области являются фундаментальными».

Из выступления академика Л.И. Седова на торжественном заседании в честь 75-летия со дня рождения В.Н. Челомея, г. Москва, 1989 г .

В 1807 году Наполеон, разгромив Пруссию, из части захваченных ею польских земель создал независимое от Франции Варшавское герцогство. На Венском конгрессе 1814-1815 гг. последовал новый раздел Польши. К Австрии отходил район Велички. Краков и ближайшие территории объединялись Краковской республикой под протекторатом России, Пруссии и Австрии. Гданьск и северо-западную часть Варшавского княжества получила Пруссия, а на остальной его территории было создано Королевство (царство) Польское, королем которого стал император России.

Границы 1815 г ., установленные Венским конгрессом, оставались почти неизменными вплоть до Октябрьской революции 1917 года в России.

Накануне первой мировой войны, в семье учителей - Николая Михайловича Челомея и Евгении Фоминичны, урожденной Клочко, в пограничном западном Российском губернском городе Седлец Привислянского края 30 июня 1914 года (по н.с.) родился будущий выдающийся ученый, академик и Генеральный конструктор Владимир Николаевич Челомей. Сейчас это город Седльце на территории Польши, в 80 км на восток от Варшавы.

Его отец, Николай Михайлович Челомей, был человеком широко образованным, но особое предпочтение отдавал химии.

Мать Владимира Николаевича - Евгения Фоминична, закончила полный курс гимназии и преподавала русский язык и литературу. Уже в советское время она начала преподавать и биологию. Евгения Фоминична выросла в большой семье. У ее родителей было девять детей, правда, трое из них умерли еще в младенчестве. Семья рано лишилась отца: он умер всего в пятьдесят лет.

Евгения Фоминична была в молодости необыкновенно красива. Даже в преклонные годы (а она не дожила нескольких дней до своего 84-летия) в чертах ее лица угадывалась былая красота.

Когда разглядываешь старые фотографии обычно ощущаешь временную дистанцию: и одежда, и прическа, и манера фотографироваться невольно выдают то время, когда сделан снимок. А вот когда смотришь на фотопортрет Евгении Фоминичны более чем шестидесятилетней давности, этого временного различия не ощущаешь. Истинная красота всегда современна. В ее взгляде нет ни тени кокетства или жеманства. С фотографии смотрит решительная, знающая себе цену женщина. Чувствуется в ней твердый характер, уверенность в себе.

Николай Михайлович очень любил рисовать жену. А рисовал он почти профессионально. В семье Челомеев долгое время хранился портретный рисунок Евгении Фоминичны и маленького Володи примерно в трехлетнем возрасте. К сожалению, при переездах семьи этот рисунок был утерян. И только фотография с этого рисунка имеется в архиве нашего предприятия. Портрет сделан отцом Челомея по памяти, но с такой фотографической точностью, что просто поражаешься, что такое мог нарисовать любитель, и что перед нами не фотография, а рисунок.

После рождения Володи Челомеи прожили в родном Седлеце всего около трех месяцев. Время было тревожное. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. С началом первой мировой войны оставаться с маленьким ребенком недалеко от линии фронта было небезопасно. Через Седлец уже потянулись на восток гонимые войной беженцы, и Челомеи решили перебраться в Полтаву.

Сперва уехала Евгения Фоминична с маленьким сыном и сестрой Николая Михайловича, пятнадцатилетней Надеждой. Поезда ходили плохо. На вокзале толчея, неразбериха, шум, гам. Двадцатилетняя женщина с грудным ребенком на руках и девочкой - подростком, да еще с вещами, растерялась. Как быть? Поезд надо искать где-то на путях этой узловой станции. Тогда они с Надей нашли выход. Положили весь свой скарб и запеленатого Володю в одеяло, взялись за его края и пошли искать поезд. Да в суматохе и обронили младенца на железнодорожных путях. К счастью, вовремя спохватились: недалеко ушли. Спустя много лет, уже будучи взрослым, ученым и академиком, руководителем предприятия, Владимир Николаевич иногда подтрунивал над матерью: «А кем бы я стал, если бы меня потеряли тогда на железнодорожных путях?».

Подготовил Е. Кулешов

Материал из цикла передач на «Радио Реутова» о жизни и трудовой деятельности Генерального конструктора, академика В.Н. Челомея (цикл I, Детство Владимира Николаевича Челомея)