С ДНЕМ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК РОССИИ!

История Космических войск Вооруженных сил РФ берет свое начало с первых воинских формирований космического назначения, которые были образованы в 1955 году, когда было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона, ставшего впоследствии космодромом Байконур.
В 1957 году в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли был создан Командно-измерительный комплекс управления космическими аппаратами (ныне Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова, ГИЦИУ КС). В этом же году в городе Мирный Архангельской области было начато строительство полигона, предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет Р-7, нынешнего космодрома Плесецк.
4 октября 1957 года частями запуска и управления космическими аппаратами был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 года запуск и контроль полета первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космических аппаратов.
Всю историю СССР Космические войска переживали реформы. Последняя такая реорганизация произошла в 2001 году, когда в связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России, высшим политическим руководством страны было принято решение о создании нового рода войск – Космических войск.
3 октября 2002 года Указом президента РФ был введен День Космических войск, отмечаемый ежегодно 4 октября.
День космических войск – это праздник всех тех, кто посвятил свою жизнь работе над созданием космических аппаратов оборонного значения, кто осуществляет их запуски, профессионально и эффективно решает широкий спектр задач в интересах укрепления обороноспособности государства, реализации федеральных космических программ и программ международного сотрудничества.
Наше предприятие с 60-х годов прошлого века занимается разработкой и созданием космических комплексов и систем различного назначения. В № 14 (1520) нашей газеты мы предложили вниманию читателей подробное интервью с главным конструктором по направлению – директором ОДКС АО «ВПК «НПО машиностроения» А.Н. Рабочим. В беседе с корреспондентом газеты Алексей Николаевич рассказал об успехах предприятия в космической тематике и, в частности, о разработке перспективного космического аппарата с очень высокими техническими характеристиками – спутника «Кондор-ФКА-М», к которой наши специалисты приступили по заказу госкорпорации «Роскосмос». Важно отметить, что эти работы успешно продолжаются в настоящее время, а спутник разрабатывается с учетом мировых тенденций развития космической радиолокации, что позволит нашей стране в будущем обеспечить лидерство в этой сфере.

Собкор

 



ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ

ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики (ГМИК) имени К.Э. Циолковского» в Калуге – первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Этой весной наконец завершилось многолетнее строительство нового музейного комплекса – «Второй очереди» ГМИК им. К.Э. Циолковского. Проект, реализованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, выводит музей на качественно новый уровень, соответствующий требованиям XXI века. АО «ВПК «НПО машиностроения» давно сотрудничает с ГМИК, регулярно пополняя его коллекцию уникальными экспонатами.

Новый облик старейшего музея

«Вторую очередь» возводили более семи лет. За этот срок проект успели окрестить главным «долгостроем» Калуги. Несмотря на трудности, объект все же был сдан – и, что очень символично, именно в год 60-летия первого полета человека в космос.
Общая площадь нового комплекса составила 12,5 тысяч м2 – это почти в четыре раза больше площади старого здания. Пропускная способность калужского музея космонавтики, как предполагается, увеличится более чем в два раза – до 400 тысяч человек в год. Такие цифры не удивляют – в первый же день после открытия экспозиция музея привлекла порядка 6000 гостей.
Презентация музейного комплекса «Вторая очередь ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского» состоялась 29 апреля. В мероприятии принимали участие министр культуры О.Б. Любимова, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, губернатор Калужской области В.В. Шапша, председатель комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов, дочь первого космонавта Земли Е.Ю. Гагарина.
В конференц-зале нового музейного комплекса прошла торжественная часть мероприятия, которая началась с показа фильма о музее. Игорь Щеголев зачитал приветственное письмо Президента РФ В.В. Путина. Ольга Любимова в своем обращении обещала музею поддержку Министерства культуры в осуществлении проектов. Анатолий Артамонов поблагодарил сотрудников, которые смогли создать достойную экспозицию. С экрана прозвучало видеопоздравление директора Группы музеев Науки (Великобритания) Иэна Блэчфорда. В завершение мероприятия генеральный директор компании-застройщика АО «Ренессанс-Реставрация» Иван Селило вручил директору музея Наталье Абакумовой символический ключ от музейного комплекса «Второй очереди».
Центральное место в пространстве нового музейного комплекса занимает экспозиция «Ракеты. Корабли. Люди», которая рассказывает о выдающихся достижениях космонавтов, конструкторов и ученых, а также раскрывает историю освоения космоса. На выставке представлены материалы по ключевым программам (пилотируемая и непилотируемая космонавтика, исследования Луны, Марса, Венеры, создание орбитальных станций), основным предприятиям ракетно-космической отрасли и персоналиям, сопричастным к великим космическим событиям. В рамках экспозиции выставляются более 500 экспонатов, среди которых немало подлинных, уникальных образцов ракетно-космической техники.
Стоит отметить, что создатели «Второй очереди» постарались действовать в духе времени, совмещая традиционные музейные подходы с использованием современных технологий. Мультимедийная инсталляция «Медиафасад» длиной 80 метров предназначена для демонстрации специализированного видео-контента, освещающего зарождение, развитие и этапы освоения человечеством космического пространства. Она является гармоничным дополнением вышеупомянутой экспозиции.
Кроме того, помимо технической стороны космонавтики в экспозициях широко освещена тема космоса в разных культурных явлениях. Так, выставочный проект «КиноPROCOSMOS» рассказывает об истории создания фильмов, повествующих о космических путешествиях. На выставке «Икар ХХ века» представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство, посвященные Юрию Гагарину и теме первого полета человека в космос. Выставка «Космос как искусство» посвящена отражению тем космоса и человека в нем, развития авиации и космонавтики.

Наша экспозиция и общие впечатления

От АО «ВПК «НПО машиностроения» первым новый комплекс посетил ветеран космонавтики России, начальник научно-исследовательского центра истории предприятия Леонард Смиричевский. Изначально делегацию от фирмы планировалось отправить на открытие «Второй очереди», намеченное на 12 апреля. Однако мероприятие было перенесено, и впоследствии визит не состоялся. Поэтому в августе Леонард Дмитриевич посетил музей не только для того, чтобы оценить новый корпус, но и чтобы передать руководству ГМИК им. К.Э. Циолковского поздравительный адрес от Генерального директора, Генерального конструктора АО «ВПК «НПО машиностроения», члена Регионального совета МОРО Союза машиностроителей России Александра Леонова.
«Встретили меня и моих спутников очень тепло, приветствовала одна из заместителей директора. Выделили персонального гида, она познакомила нас с новым корпусом. Меня, конечно, больше всего интересовало, как они оформили нашу экспозицию – на этапе строительства было трудно представить, как все будет выглядеть. Сам корпус исключительно красивый, в ходе строительства было применено множество современных архитектурных решений. Территорию полностью благоустроили, выполнили посадку деревьев, разместили ряд макетов ракет, среди которых и наш «Метеорит», который мы передали музею лет пять назад», – рассказывает Леонард Дмитриевич.
Большая часть экспонатов, которые наше предприятие передало музею, связана с самым значимым космическим проектом фирмы академика В.Н. Челомея – комплексом «Алмаз». Ближе к центру зала размещен натурный образец возвращаемого аппарата транспортного корабля снабжения, который был создан для доставки экипажа и грузов на орбитальную станцию. Еще один важный объект – длиннофокусный фотоаппарат «Агат-1», который выставлен в специальном транспортировочном контейнере, разработанном для доставки и установки устройства непосредственно в изделие. Как отмечает Леонард Дмитриевич, «Агат-1» разместили таким образом, чтобы он был приподнят примерно на 45° – так у посетителей открывается возможность заглянуть в оптику аппарата.
Большое внимание публики привлекает образец пушки, аналогом которой была оснащена станция «Салют-3» («Алмаз-2»). Орудие, являвшееся частью системы активной обороны «Щит-1», разрабатывалось на базе советской авиационной автоматической пушки НР-23.
«Интересна история испытания этой пушки в космосе, – отмечает Л.Д. Смиричевский. – Тогда на станции находился экипаж в составе П.Р. Поповича и Ю.П. Артюхина. Их должны были сменить прибывшие на «Союзе-15» Г.В. Сарафанов и Л.С. Демин, однако из-за отказа системы сближения и стыковки «Игла», этого сделать не удалось. Покинутую станцию было решено вывести на потопление. Так как испытывать пушку с экипажем на борту опасались – очередь могла повлиять на ориентацию, стабилизацию и даже стать причиной разгерметизации станции – команду на дистанционное включение пушки дали уже после того, как ОПС опустела и пошла на снижение. Произошел короткий залп, и телеметрия зафиксировала, что все сработало идеально».
Под потолком нового павильона красуется уменьшенная модель РКК «Алмаз». На этом настояло наше предприятие, чтобы посетители могли понять всю гениальность задумки академика В.Н. Челомея, его ракетно-космического комплекса «Алмаз». Достойное место в новой экспозиции занял переданный в ГМИК много лет назад натурный образец тяжелой научной станции «Протон» Генерального конструктора В.Н. Челомея – спутники этой серии собирали в космосе материалы для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий. В числе прочих важных экспонатов Леонард Дмитриевич называет топливный бак, созданный в ОКБ-52 еще во времена работ над комплексом противокосмической обороны с «Истребителем спутников»: «Считаю его одной из «изюминок» экспозиции – в этом изделии впервые использовалась алюминиевая диафрагма вытеснения топлива. Суть в следующем: в баке забор топлива из-за невесомости может быть нарушен, есть вероятность попадания в топливную систему воздуха, из-за которого двигатель заглохнет. Поэтому еще при В.Н. Челомее был разработан бак с вытеснительной системой. На диафрагму из мягкого металла подавался напор воздуха, она изгибалась и вытесняла топливо в трубопровод. Этот бак мы представили в разрезе, чтобы посетители могли наглядно понять принцип его работы».
Л.Д. Смиричевский высоко оценивает и оформление нашей экспозиции, и организацию музея в целом. Экспонаты представлены самые разные – начиная с космического питания и одежды российских и зарубежных космонавтов и заканчивая моделями двигателей и беспилотными аппаратами. Отдельно ветеран отмечает наличие интерактивных решений. К примеру, большое впечатление на Леонарда Дмитриевича произвела модель Солнечной системы, которая занимает отдельное помещение. Все элементы модели – Солнце, планеты, спутники – двигаются, а экскурсоводы готовы подробно рассказать о каждом объекте. Единственным минусом – и то небольшим – Леонард Дмитриевич считает подготовку гидов, которым, по его мнению, стоило бы немного «подтянуть» знания. Впрочем, к уточнениям и замечаниям такого эксперта, как Л.Д. Смиричевский, сотрудники музея относились с уважением и благодарили его за новую полезную информацию.
Ветеран космонавтики смело рекомендует к посещению обновленный музей – по его словам, в ближайших планах у предприятия организация официального визита делегации АО «ВПК «НПО машиностроения» в ГМИК им. К.Э. Циолковского.

«Циолковские чтения»
В конце сентября новый музейный комплекс стал частью площадки проведения 56-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. В рамках масштабной конференции были проведены симпозиумы «Современные проблемы создания российских малых космических аппаратов и их использования для решения социально-экономических и научных задач» и «Философия космизма: проблемы и перспективы исследования». Работали одиннадцать секций, в которых освещались самые различные актуальные проблемы космической сферы как технического, так и гуманитарного толка.
Чтения имеют большую и славную традицию. Идея проведения конференции в день рождения К.Э. Циолковского в Калуге принадлежит группе видных ученых нашей страны, среди которых был и первый председатель Оргкомитета чтений – академик АН СССР А.А. Благонравов.
Организаторами мероприятия совместно с Государственным музеем истории космонавтики являются Комиссия РАН по разработке научного наследия К.Э. Циолковского и Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН. Конференция проводится при поддержке Правительства Калужской области. Ежегодно в город, в котором основоположник теоретической космонавтики жил и трудился более сорока лет, съезжаются российские и зарубежные ученые и представители предприятий ракетно-космической отрасли.

На снимках: 1. Общий вид нового павильона.
2. Возвращаемый аппарат комплекса «Алмаз» занял достойное место в экспозиции.
3. Л.Д. Смиричевский оценивает размещение длиннофокусного фотоаппарата «Агат-1».
Фото с официального сайта Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Владимир КЛЫКАНОВ

 

 

 

«ГДЕ БЕЛАЯ РАКЕТА И КРАСНЫЕ ЧАСИКИ НА ПРОХОДНОЙ»

Начальник НИО 5-01 Д.А. Рябов представил на конкурс публикаций «Машиностроение – основа промышленного потенциала Подмосковья», организованный администрацией АО «ВПК «НПО машиностроения» и МОРО Союза машиностроителей России, рассказ с элементами научной фантастики. Автор описал один рабочий день инженера НПО машиностроения будущего. Жюри высоко оценило оригинальность идеи и присвоило работе II место.
Сегодня мы предлагаем работу Д.А. Рябова вниманию наших читателей.

День начинается как обычно – пробка на МКАДе, масса не синхронизированных между собой светофоров на въезде в Реутов, из-за чего к шлагбауму удается подъехать только ближе к 9:00. Парковка почти заполнена, но, судя по табло, свободные места еще есть. Хоть здесь повезло! Однако шлагбаум и не думает открываться – опять нейросеть не хочет распознавать номер моего автомобиля. Надо будет сказать коллегам, чтобы обновили ПО. Пришлось лезть за смартфоном и открывать шлагбаум из приложения. Здесь все сработало четко – сразу видно, что за основу для его разработки взяли оболочку пульта из состава имитатора ракеты. Тут же, в приложении, вижу, что в первом ряду освободилось место. Свободное место, да еще в первом ряду – две удачи за утро!
Припарковав старенькую Теслу, пересекаю проходную. При слове «проходная» в голове возникает мелодия песни про заводскую проходную, «что в люди вывела меня» – фильму уже лет сто, а он все еще пользуется популярностью на видеохостингах!
Как и следовало ожидать, все электросамокаты на внутренней парковке уже разобраны, остались одни старые добрые велосипеды. Приложив смартфон, разблокирую велосипед и еду к своему корпусу. В буфет заходить уже безыдейно – с утра он только до 9:00, придется заказать доставку.
Вхожу в корпус, тут же приходит уведомление, что смартфон подключился к внутренней сети. Пока иду до кабинета, успеваю прочитать пару служебок и письмо из Перми – БИНы для монтажа на СПУ отгружены. Это уже хорошо!
Большинство сотрудников на месте. Из текущих задач – корректировка ТУ, подготовка ведомости исполнения к договору, разработка ТО на МБУ и инструкции по входному контролю МНСТО, устранение замечаний к ТЗ на очередную версию бортового ПО. Несколько человек в командировках (середина XXI века, а без личного общения никуда). География поездок обширна, что называется «от Калининграда до Владивостока»: Ижевск, Санкт-Петербург, Миасс, Оренбург, Анапа, Пенза, Петропавловск-Камчатский, Северодвинск, Севастополь, Пермь, ну и, конечно, Калининград и Владивосток. Из экзотики – остров Итуруп, архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Котельный. Некоторые сотрудники – на территории предприятия, как мы говорим – «на объекте». Еще сегодня должны подойти студенты с АКФ. Студенты – наше будущее, на них у нас очень большие надежды!
Пару кликов в приложении доставки из местного буфета – и можно начинать работать. Для начала раскидать СЭД, пара телефонных звонков и самое время выдвигаться в смежные подразделения для решения текущих вопросов на месте.
Начинаю с «Мраморного зала». Тут проводят входной контроль ИНСов. Все идет без замечаний. Точностные параметры гироскопии к настоящему времени достигли показателей АПСН, и «спутник» теперь используем только для подстраховки.
На вертолетной площадке вижу СПУ. Это проводят точностные проверки БИНов. Видимо перехватили их где-то на складах, не дожидаясь СЗ о готовности к монтажу. Ох уж эта привычка все решать в рабочем порядке!
Обычная суета в КИЦе – опять не проходит проверка сопротивления изоляции. Но это нормально для БАСУ нового изделия. Видимо придется устраивать «танцы с бубном» вокруг КСБА в поисках «минуса» на корпусе. Ну, ничего! Как там в песне поется? «Спляшем, Ваня, спляшем»?
Телеметристы обрабатывают полученную во время ЛКИ информацию. ТМИ идет с изделия через спутник и поступает для анализа мгновенно. Не то что раньше, когда приходилось размещать пункты приема телеметрии по трассе полета изделия, потом собирать ее вертолетом и доставлять для анализа. У телеметристов проблема – отказ одной из видеокамер, установленных на изделии, так что момент отделения НО виден не со всех ракурсов.
На втором этаже, как всегда, суета – «БраМос» переживает очередную реинкарнацию.
К обеду возвращаюсь на место. Из пик-пойнта на этаже забираю доставку из буфета: неувядающая классика в виде пирожков с капустой и горячего кофе в термокружке (одноразовый пластик не используют уже лет двадцать) – достойная награда за первую половину дня.
После обеда предполагаются несколько совещаний по видеосвязи. Также надо будет выбраться в сборочный цех – внести в ЦЖЗ информацию об устранении ранее выявленных замечаний. Очень надеюсь, что на парковке перед корпусом найдется свободный электросамокат.
C самокатом повезло, по пути заезжаю в зал вибрационных и ударных испытаний. Здесь проводятся испытания отсека ракеты с установленной бортовой аппаратурой. Пока замечаний нет, согласно цифропечати КПА результаты КЗ СИН в норме.
В завершение захожу на КПМ – Acutonic крутится, моделирования идут.
На часах уже семь вечера, можно закругляться. Парковка почти пуста. «Тесла» ожидаемо отказывается ехать, видимо все же придется менять аккумуляторные батареи, а пока перебиваться зарядками. В следующем году планируют каждое парковочное место оснастить розетками, а пока вызываю мобильное ЗУ – за ночь зарядят, а сам иду на МЦД. Недавно его продлили до Владимира. Как же я называл электрички в детстве? Вспомнил – «аликика»!
Прохожу мимо пруда. Ощущение, что там те же утки, что и тридцать лет назад, когда я, гуляя с родителями, с радостью бежал в парк, где «белая ракета и красные часики на проходной».

Перечень использованных терминов и сокращений:
Acutronic – динамический поворотный стенд.
АКФ – Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.
АПСН – аппаратура потребителя спутниковой навигации.
БАСУ – бортовая аппаратура системы управления.
БИН – блок инерциальной навигации.
БраМос – совместная российско-индийская организация и одноименная крылатая ракета.
ПО – программное обеспечение.
ИНС – инерциальная навигационная система.
КИЦ – контрольно-испытательный цех.
КЗ СИН – контрольная задача системы инерциальной навигации.
КПА – контрольно-проверочная аппаратура.
КПМ – комплекс полунатурного моделирования.
КСБА – комплексный стенд бортовой аппаратуры.
ЛКИ – летно-конструкторские испытания.
МБУ – машина боевого управления.
МНСТО – маршрутно-навигационная система топопривязки и ориентирования.
НО – носовой обтекатель.
СПУ – самоходная пусковая установка.
СЭД – система электронного документооборота.
ТЗ – техническое задание.
ТМИ – телеметрическая информация.
ТО – техническое описание.
ТУ – технические условия.
ЦЖЗ – цеховой журнал замечаний.

Д.А. РЯБОВ,
начальник НИО 5-01

 





КАК НАЧИНАЛОСЬ КОСМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Главный специалист отдела 4-06 А.Н. Фесенко пришел работать на предприятие в 1957 году. Он был одним из тех инженеров, которым академик В.Н. Челомей поручил разработку систем управления для первых проектов ОКБ-52 по космической тематике. В беседе с корреспондентом «Трибуны ВПК» Александр Николаевич поделился воспоминаниями о том, как создавались изделия, с которых начиналось это направление.

Молодой инженер был распределен на предприятие после окончания Днепропетровского государственного университета. В первые годы Александр Николаевич трудился в теоретическом отделе – успел поработать над знаменитыми крылатыми ракетами П-5, принесшими В.Н. Челомею и его конструкторскому бюро всесоюзную славу. В лаборатории А.В. Туманова начинающий, но перспективный специалист работал над другим знаковым для предприятия изделием – противокорабельной КР П-35.
Интерес к космическому направлению у В.Н. Челомея к концу 50-х лишь укрепился, и руководитель предприятия начал искать пути для реализации своих идей.
«Моя работа по системам управления космических аппаратов началась с момента перевода в 1960 году из лаборатории 42 А.В. Туманова во вновь созданное подразделение, возглавляемое В.Д. Магеровским. Перед нами была поставлена задача разработать принципы построения системы управления космоплана для полета к Марсу с разгонным электроядерным ракетным двигателем малой тяги. Как показали расчеты, чтобы попасть на траекторию полета к Марсу, нужно совершать, ускоряясь, облеты Земли в течение более 100 суток. Для этого нужно было обеспечить ориентацию тяги двигателя космоплана вдоль вектора орбитальной скорости», – вспоминает ветеран.
Размещались инженеры на первом этаже  корпуса 4 – именно в этом здании в те годы работал Генеральный конструктор В.Н. Челомей. По словам А.Н. Фесенко, Владимир Николаевич часто заходил в подразделение и спрашивал: «Ну, что вы там придумали?».
А «придумать» инженерам нужно было решение для серьезных задач, с которыми наши пионеры космического направления столкнулись впервые. Если на относительно малых высотах ориентацию космоплана на Землю еще можно было осуществить с помощью известных приборов, то на больших эти приборы уже не работали. Оставались только астронавигация и астроориентация. При этом нужно было рассмотреть вопросы, связанные с ресурсом приборов при их длительном полете. После объединения усилий с сотрудниками НИИ-25 было впервые предложено в качестве органов стабилизации использовать систему с электродвигателями-маховиками – именно это техническое решение в будущем было применено и в орбитальной пилотируемой станции «Алмаз».
«Наши наработки вошли в техпредложение, которое рассматривалось на правительственном уровне. ОКБ-52 представило проекты космоплана, ракетоплана, КА «УС» и КА «ИС». Однако ядерные установки для реализации первых двух проектов в те времена не были достаточно развиты. Владимир Николаевич, собрав нас на совещание, сказал: «Мы могли бы «поехать» в дальний космос в мягком вагоне, но потом. А можем «поехать» в плацкарте – в ближний космос, но зато сейчас!» Так и начались работы по «ИС» и «УС», – рассказывает Александр Николаевич.
На первых порах А.Н. Фесенко было поручено составление технического задания на разработку систем управления будущего «ИС». Предложенное В.Н. Челомеем изделие должно было «уметь» менять заданную траекторию прямо в космосе, переходя из одной плоскости в другую. При разработке эскизного проекта выведение «ИС» на орбиту предполагалось на проектируемой ракете-носителе УР-200. Но для проверки технических решений при проектировании «ИС» первые пуски были проведены на ракете Р-7, созданной в КБ-1 С.П. Королева. Несмотря на удачные летные испытания, после ухода Н.С. Хрущева на пенсию работа по ракете УР-200 была прекращена. «ИС» выводила на орбиту ракета Р-36 разработки «КБ «Южное» М.К. Янгеля. ОКБ-52 перестало быть головным предприятием по комплексу «ИС», однако производство самого «ИС» оставалось за нами.
В качестве представителя от ОКБ-52 А.Н. Фесенко участвовал в отработке системы управления первого «ИС» в КБ-1 Государственного комитета по радиоэлектронике, подготовке «ИС» на полигоне, а также был вторым оператором пусковой аппаратуры при первом пуске «ИС» – «Полет-1».
«Вспоминается такой случай: во время испытаний «ИС» на Байконуре на участок, где я был в этот момент один, зашел С.П. Королев. Он заинтересовался особенностями модели, осмотрел конструкцию спутника, был удивлен количеством двигателей и спросил меня, зачем установлено два разгонных. А в другой раз на участок зашел главный конструктор систем управления ракеты Р-7 Н.А. Пилюгин. Как раз была демонтирована гироплатформа с изделия, ее установили на поворотном столе со снятой крышкой, нужно было провести проверки. Николай Алексеевич попросил разрешения осмотреть платформу и, как мне показалось, он был доволен тем, что гироплатформы его разработки имеют лучшие габаритные характеристики по сравнению с нашими», – вспоминает А.Н. Фесенко.
Историй из времен, когда космическое направление у нас на предприятии только начинало развиваться, у Александра Николаевича еще много. Ему приходилось сталкиваться со множеством технических трудностей: однажды, например, А.Н. Фесенко, единственному из целой команды опытнейших инженеров и конструкторов, удалось определить причину неудачного пуска космической мишени, разработанной на базе «ИС».
Какое-то время ветеран работал с проектируемой системой управления спускаемой с ОПС «Алмаз» капсулой специнформации. Свой вклад инженер также внес и в развитие направления межконтинентальных баллистических ракет, успев поработать над аппаратурой для УР-100К, УР-100Н УТТХ и ракеты-носителя «Стрела». Впоследствии А.Н. Фесенко вернулся к крылатой тематике, приняв участие в создании систем регулирования двигательных установок таких знаковых изделий, как «Метеорит» и «Гранит». Ветеран также приложил свои силы и знания к современным перспективным разработкам и неустанно делится своим опытом с молодым поколением инженеров.
На снимке: А.Н. Фесенко.
Фото из архива А.Н. Фесенко

Афанасий ЖУК






ГОРОД ВЕЧНОЙ РОМАНТИКИ

Среди трудовых будней работники нашего предприятия имели возможность хотя бы на несколько минут погрузиться в романтическую атмосферу Венеции. В корпусе 16 была организована фотовыставка работ Романа Паншенского, посвященная этому уникальному городу «Непарадная Венеция». Судя по письменным отзывам, экспозиция пришлась по душе зрителям.

Наверное, правильнее было бы называть фотографии Романа Паншенского – фотокартинами, настолько выверены они по композиции, свободны от лишних деталей. Каждая работа дополняет другую, создавая ощущение вечного города, мало подвластного смене эпох и техническому прогрессу. Сегодня фотографы средней руки нередко пытаются привлечь внимание зрителя в интернете неестественно насыщенными яркими красками, обрабатывая снимки с помощью различных «продвинутых» и не очень программ. А вот Паншенский, хотя и пользуется техническими новшествами, предпочитает создавать фотокартины с естественной цветовой гаммой.
Хотя сам Роман Вячеславович не считает себя профессиональным фотографом, очевидно, что он прошел большой путь в постижении секретов фотомастерства. Мы попросили его рассказать об этом пути. 
Увлечение фотографией началось еще в школе.
«В 7 классе отец, который сам увлекался фотографией, научил меня пользоваться дальномерным фотоаппаратом «Киев-4», – вспоминает наш собеседник. – Потом на день рождения мне подарили «Смену-8 М».
После было еще много самых разных фотокамер. До сих пор, несмотря на то, что сегодня почти все фотографы перешли на цифровую технику, и сам Р.В. Паншенский предпочитает пользоваться именно ею, в его багаже во время «фотоохоты» всегда присутствует пленочный фотоаппарат.  
«К снимкам на фотопленку я по-прежнему отношусь с теплотой, – говорит Роман Вячеславович. – Считаю, что эти снимки более «теплые», способные передавать настроение».
Хотя, по словам нашего собеседника, очевидно, что у цифровой фототехники есть свои плюсы. Она позволяет вести съемку в самых сложных условиях и выполнять разнообразные задачи. В частности, профессиональные объективы с оптической стабилизацией помогают делать прекрасные снимки по вечерам, не прибегая к помощи штатива.
В детстве, на заре своего увлечения фотографией, Роману было интересно запечатлеть мгновение, получить изображение предметов «как в жизни». Постепенно пришло убеждение, что надо пытаться через свои снимки доносить своеобразие места, где оказался, настроение, которое ощущаешь, находясь в этом месте.
Почти каждый отпуск Роман Паншенский старается оказаться в необычном месте, которое вдохновляет его на фотосессии. 
Одно из таких мест, конечно, – Венеция. Наш герой бывал там трижды.
«В Венеции присутствует своя неповторимая атмосфера, – говорит фотограф. – Я согласен с одним из своих друзей, что, пожалуй, это самое романтичное место на Земле: старинные дома, многочисленные каналы, колокольни, откуда с высоты птичьего полета можно посмотреть на один из красивейших городов мира. Я там был трижды, и каждый раз хотелось фотографировать».
На выставку в АО «ВПК «НПО машиностроения» попали в основном фотографии из последней поездки. Всего две фотографии автор отобрал из тех, что сделал во время предыдущей встречи с городом. А вот из самой первой поездки 2012 года не отобрано ни одной работы.
Спустя 9 лет нашему собеседнику кажется, что те фотографии не слишком удачны, что снимать надо было иначе.
«Так часто бывает, что под напором первых впечатлений, оказавшись в экзотическом для себя месте, фотографируешь все подряд, – вспоминает автор выставки. – Так было у меня и на греческом острове Санторини, куда я выбрался впервые в 2007 году».
Тогда еще только-только открыли чартерные рейсы для россиян на этот остров, и очень мало кто из наших сограждан смог увидеть своеобразные города, расположенные на нем. Поэтому большой интерес и множество откликов на различных сайтах вызвали фотографии Р.В. Паншенского.
«Однако я понимаю, что людей поражало не столько качество фотографий, сколько необычность того, что на них запечатлено, – скромно улыбается Роман Вячеславович. – Мне самому тогда тоже нравились эти снимки. А теперь я и про них думаю, что лучше было бы снимать по-другому. Однако не исключаю, что через какое-то время я на них посмотрю, и они снова понравятся».
Вообще, далеко не все знаменитые места на планете вызывают у Романа Паншенского желание взяться за фотоаппарат.
Он несколько раз бывал в Париже, и хотя признает красоту этого города, совсем не рвется побывать в нем снова. Зато, например, в турецкой Каппадокии есть место, где прямо в пещерах вырублены древние православные храмы, а пейзаж вокруг отличается какой-то инопланетной красотой. Не случайно, именно здесь снимались «Звездные войны». Вот там фотограф готов бывать снова и снова.
Конечно, много интересных для него мест в России. Например, в Крыму есть горная гряда Демереджи, где нагромождение каменных глыб принимает причудливые формы идолов, животных – раздолье для фотографа!
Р.В. Паншенский предпочитает снимать природу и своеобразные городские пейзажи. Репортажные съемки каких-либо событий его мало привлекают.
«Больше всего мне нравится снимать некий архитектурный объект, гармонично вписанный в природу, – говорит фотограф. – Считаю, что многие творения рук человеческих от сочетания с природой только выигрывают».
По мнению Романа Вячеславовича, несмотря на то, что живопись и фотография – разные виды искусства, есть сближающие их моменты.
«Главная, задача фотографии – остановить мгновение, – уверен наш собеседник. – Но есть также и задача передать настроение, показать характер человека. И в этом смысле в фотопортрете и портрете живописца есть общее».
Фотовыставка, прошедшая на нашем предприятии, для Романа Паншенского первая, в классическом понимании. До этого были выставки только в интернете.
«И в интернете, и на обычных выставках самое приятное – получать конструктивные комментарии, – говорит Роман Вячеславович. – И все же традиционные выставки дают больше возможности погрузиться в мир автора, объемно почувствовать его замысел. Поэтому я готов провести еще одну выставку на нашем предприятии. Сейчас обдумываю, какому месту на планете Земля она могла бы быть посвящена».

Фото Леонида Варламова

Алексей ПОЛУБОТА

 





ПРИКОСНУЛИСЬ К ИСТОРИИ АВИАЦИИ

Небо всегда манило человека, и путь в заоблачную высь был весьма тернистым, но очень интересным. Неудивительно, что в залах Центрального музея Военно-воздушных сил в Монино, где представлено порядка 200 самолетов как отечественного, так и зарубежного производства, всегда много посетителей. В этом году экскурсию в музей для ветеранов и работников АО «ВПК «НПО машиностроения» организовал Совет ветеранов предприятия.

Экспозиция музея вызывает желание узнать как можно больше об истории мировой авиации. Первый дипломированный русский летчик – Михаил Никифорович Ефимов. Он совершил первый в России полет 8 марта 1910 года. Летал он над Одессой. Первая дипломированная русская летчица – Лидия Виссарионовна Зверева. К концу 1910 года в России насчитывалось 32 летчика.
Целый зал музея посвящен рекордным полетам и перелетам советских летчиков. Экспозиция зала рассказывает как о первых попытках дальних полетов, которые совершил Сигизмунд Леваневский, так и о знаменитом беспосадочном перелете из СССР в США, который совершили Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков.
Полет длился 63 часа 16 минут и составил 9130 км, из которых 5900 км были над океаном. Правда есть слухи, что большую часть полета самолетом управлял не Чкалов, а Байдуков… Правда это или нет – известно только участникам полета, чьи имена навечно вписаны в историю авиации независимо ни от чего.
Отдельная веха в истории авиации, особенно отечественной, Вторая мировая война. В Советском Союзе к вторжению Германии готовились, но не ожидали, что оно случится так скоро. Только в течение нескольких первых дней нападения фашистов в Советском Союзе было уничтожено порядка 3000 самолетов.
Безусловно, огромный вклад в то нелегкое время в создание конкурентоспособных самолетов – истребителей, бомбардировщиков – внесли конструкторы С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев, П.О. Сухой, А.С. Яковлев. Речь идет об Ил-4 и АНТ-40, Су-2, Як-9у и многих других, а также последующих модернизациях и усовершенствованиях самолетов.
В музее представлен легендарный ночной легкий бомбардировщик У-2 конструктора Н.Н. Поликарпова. Это самолет, сделавший очень много для победы Красной Армии над немецкими захватчиками. Был у самолета недостаток: бензобак впереди, крылья из фанеры. Самолет легко горел, пилоты даже не успевали эвакуироваться. Поэтому летали ночью, летали на У-2 в основном девушки-летчицы. Очень хорошо о них рассказано в кинокартине «В бой идут одни старики».
Приятно и горько одновременно отметить, что на музейных стендах много информации о женщинах-летчицах, воевавших на фронте. Например, одна из экспозиций рассказывает о Лидии Литвяк. После Сталинградской битвы она называла себя «Сталинградская Лилия». Она погибла в небе над Украиной 1 августа 1943 года в ходе тяжелых боев по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. На своем Як-1 Лидия Литвяк уничтожила 12 вражеских самолетов.
Интересны системы подсчета сбитых самолетов. Среди советских летчиков самое большое их количество по официальным источникам у летчика-аса, маршала авиации Ивана Кожедуба – 62. У немцев самое большое число сбитых советских самолетов на счету у Эриха Альфреда Хартманна – более 350. Однако большой вопрос у историков вызывает система подсчета. Если у советских летчиков сбитым считался просто самолет, вне зависимости от количества его двигателей, то немцы вели подсчет иначе: если сбит самолет с одним двигателем – это один сбитый, а вот самолет с двумя двигателями шел уже за два, бомбардировщик с четырьмя двигателями шел соответственно – за четыре сбитые самолета.
Среди зарубежной техники, представленной в залах музея, есть знаменитый военно-транспортный самолет Ли-2, выпускавшийся по лицензии США, сконструированный Д. Дугласом. Кстати, современные транспортные самолеты так или иначе унаследовали форму носа именно Ли-2. На нем летали такие прославленные авиаторы, как Александр Шориноков, Валентина Гризодубова и другие.
Знаменитая сверхзвуковая титановая «сотка» впечатляет. Пилоты управляют махиной «вслепую» по приборам.
Один из участников экскурсии, член Совета ветеранов предприятия, начальник ПДБ цеха крупногабаритной оснастки М.М. Ухналь поделился своим впечатлением от поездки в Центральный музей ВВС.
«Мне очень понравилась экскурсия, сам музей впечатляет, прекрасно рассказывал об истории авиации и экспонатах экскурсовод Анатолий Иванович Волков. Большое количество самолетов выставлено на полигоне. К сожалению, не все они находятся в надлежащем виде, некоторые даже разобраны. Это, конечно, огорчило. Очень хочется надеяться, что в скором времени ситуация изменится. Мощь и достижения авиационной промышленности, и в особенности нашей авиации, вызывают чувство гордости. Большое спасибо Совету ветеранов, что организовал такую поездку», – сказал Михаил Михайлович.
Очень много и с упоением можно рассказывать о Центральном музее ВВС в Монино и, конечно, среди читателей найдутся гораздо более подкованные в истории авиации люди, чем автор. Эти строки – лишь дань глубочайшего уважения и почтения к памяти людей, внесших огромный вклад в самолетостроение, сохранение независимости нашей Родины, и благодарность тем, кто сегодня сохраняет историческое наследие великих конструкторов, летчиков, штурманов, техников, механиков.

На снимке: делегация ветеранов и работников АО «ВПК «НПО машиностроения» на экскурсии в Центральном музее ВВС в Монино.

Катерина КОРНЕЕНКОВА
Фото Сергея Карюхина





ВЕТЕРАНЫ, КОТОРЫМИ ВОСХИЩАЮТСЯ

Одна из отличительных черт социальной политики АО «ВПК «НПО машиностроения» – забота о ветеранах предприятия. 17 октября 1990 года на расширенном заседании профкома было создано бюро ветеранов-неработающих пенсионеров, главной задачей которого вот уже более 30 лет является материальная и моральная поддержка бывших работников нашего предприятия. Сегодня на учете в этой организации состоит 1022 человека.

«До начала пандемии коронавируса мы вели очень активную деятельность, – рассказала корреспонденту «Трибуны ВПК» председатель Бюро ветеранов-неработающих пенсионеров В.Г. Кондакова. – Регулярно мы организовывали досуг ветеранов, договаривались о посещении театров, музеев, выставок. Всегда нам навстречу шло руководство ДК «Мир», выделявшее бесплатные билеты на концерты, спектакли и другие мероприятия».
Из-за связанных с коронавирусом ограничений для пожилых людей, в последние полтора года работа бюро в основном свелась к изучению социально-бытовых условий жизни ветеранов, поддержке тех из них, кто оказался в трудных жизненных ситуациях.
«Каждый из членов нашего бюро имеет право раз в год написать заявление на выделение ему материальной помощи от профкома предприятия, – напоминает Валентина Сергеевна. – И хотя сумма помощи не так велика, люди все равно воспринимают это подспорье с большой благодарностью, поскольку чувствуют заботу о себе».
Ежегодно материальную помощь от профкома и предприятия получает от 800 до 900 неработающих пенсионеров.
Кроме того, дополнительная материальная помощь выделяется неработающим пенсионерам, отмечающим юбилей (каждые 5 лет). Около 800 членов бюро получают от предприятия ежемесячные доплаты к пенсии от 1000 до 1500 рублей.
«В тех случаях, когда у человека серьезные проблемы со здоровьем, требуется платная операция или очень дорогие лекарства, мы стараемся подойти индивидуально, обращаемся через профком к руководству предприятия, ищем и, как правило, находим способ помочь более крупными денежными суммами», – рассказывает наша собеседница.
К счастью, с весны этого года коронавирус пошел на убыль и ограничения для пожилых людей стали ослабевать. В частности, возобновил репетиции хор ветеранов АО «ВПК «НПО машиностроения» «Поющие сердца». В марте он даже выступил в ДК «Мир» на концерте, посвященном Дню работника культуры.
«Когда смотришь на наших, поющих на сцене женщин в красивых нарядах, сложно поверить, что многим из них далеко за 70, – улыбается Валентина Сергеевна. – Недаром говорят, что поющие люди всегда остаются молодыми».
По словам нашей собеседницы, достигнута договоренность с директором ДК «Мир» Г.В. Русиной о том, что на осенние концерты, как и прежде, ветеранам будут выделяться бесплатные билеты.
Средний стаж работы на фирме ветеранов, входящих в профбюро, составляет 35 лет. Около 50 человек имеют стаж от 50 и более лет. Многие из них стояли у истоков нашего предприятия, своим трудом создавали то, что и сейчас востребовано и находится в разработках фирмы.
«В нашем бюро много ветеранов, которыми я восхищаюсь, – признается Валентина Кондакова. – Люди в преклонном возрасте остаются доброжелательными, аккуратно одетыми, сохраняют активную жизненную позицию».
В этом году отметил 95-летие ветеран нашего предприятия Анатолий Иванович Мещерский, проработавший на фирме 28 лет.
«Я отвозила в Москву деньги, которые ему были положены в связи с юбилеем, и поразилась тому, как хорошо он держится для своего возраста, как любят его и заботятся о нем соседи по дому», – говорит Валентина Сергеевна.
Недавно стали членами организации неработающих пенсионеров предприятия супруги Плавник Геннадий Гильярьевич и Людмила Георгиевна.
Эта удивительная семейная чета поступила работать на наше предприятие в один день. Вместе супруги отработали 60 лет и 11 месяцев, и уволились тоже одновременно.
«Члены нашего бюро с интересом читают «Трибуну ВПК», – говорит Валентина Кондакова. – Ваша газета дает им возможность узнать, что происходит на предприятии, с которым связаны многие и нередко лучшие годы жизни».
На снимке: выступление хора ветеранов предприятия «Поющие сердца» в ДК «Мир».
Фото из архива предприятия
Андрей СОКОЛОВ