27 июня 1978 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят на вооружение космический ракетный комплекс с ракетой-носителем УР-500К.

«РАБОЧАЯ ЛОШАДКА»
Ракета-носитель тяжелого класса УР-500К разработки НПО машиностроения, известная во всем мире как «Протон-К», находится в эксплуатации до настоящего времени и предназначена для выведения на околоземные орбиты тяжелых космических аппаратов (в т.ч. орбитальных станций), а при использовании дополнительного разгонного блока – космических аппаратов на геостационарные орбиты и на межпланетные траектории.

Трехступенчатый вариант ракеты УР-500К был задан в разработку в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.04.62 г. № 409 183 как ракета-носитель тяжелых космических объектов.

Летные испытания УР-500К были начаты 10 марта 1967 года. До 29 сентября 1977 года был осуществлен 61 запуск УР-500К с различными полезными нагрузками, в том числе были выведены на заданные орбиты 12 кораблей «Зонд» по программе облета Луны, тяжелая научная станция «Протон-4», автоматические лунные станции «Луна-15, 16, 24», автоматические межпланетные станции «Марс-4, 5, 6, 7» и «Венера-9, 10», долговременные орбитальные станции «Салют-1, 4, 6», орбитальные пилотируемые станции «Алмаз» («Салют 2, 3, 5»), геостационарные КА «Радуга» и «Экран», был осуществлен ряд запусков ТКС и ВА комплекса «Алмаз» и ряд запусков КА военного назначения под условным наименованием «Космос». Программа летных испытаний ракеты-носителя УР-500К завершилась 29 сентября 1977 года запуском орбитальной станции «Салют-6».

В наши дни созданная под руководством академика В.Н. Челомея в середине 60-х годов ракета-носитель «Протон» является наиболее мощным из числа находящихся в эксплуатации отечественных носителей.

30 июня 1965 года, в день своего рождения, генеральный конструктор В.Н. Челомей подписал «Эскизный проект пилотируемого космического корабля для облета Луны».

Научно-техническая экспертная комиссия, назначенная решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 30 июня 1965 года в целях проверки правильности принятых технических решений по созданию ракетно-космического комплекса 8К82К-ЛК, в период с 5 по 19 августа 1965 года рассмотрела представленные ОКБ-52 и смежными организациями материалы эскизного проекта ракеты-носителя 8К82К (УР-500К) и космического корабля «ЛК». Заключение комиссии звучало так:

«На основании рассмотренных материалов комиссия рекомендует проект ракеты-носителя 8К82К с космическим кораблем «ЛК» для практической реализации с учетом замечаний настоящего заключения. Комиссия считает необходимым форсировать работу по осуществлению программы пилотируемого облета Луны с помощью ракеты 8К82К, обеспечив необходимые условия для выполнения этой задачи».

Заключение подписали председатель научно-технической экспертной комиссии М.В. Келдыш, заместитель председателя А.Г. Мрыкин, члены комиссии: сорок семь подписей, в том числе – главные конструкторы В.П. Глушко, В.П. Бармин, Н.А. Пилюгин, А. Д. Конопатов, М. С. Рязанский.
Представители ОКБ-1 в экспертной комиссии К.Д. Бушуев, С.С. Крюков, Б.В. Раушенбах записали особое мнение: «Считать нецелесообразным дальнейшую разработку корабля «ЛК»...»

Надо отметить, что в позиции ОКБ-1 наметился прогресс. Еще незадолго до этого, 11 ноября 1964 года на филиале № 1 ОКБ-52 В.Н. Челомей делал доклад по аванпроекту корабля «ЛК» на ракете УР-500К в присутствии М.В. Келдыша, С.П. Королёва, других ученых и конструкторов, а также руководства промышленности. Там С.П. Королёв выступил категорически против проекта, при этом особенно большим нападкам подвергался носитель УР-500.

Прошел год, потерянный для нашей лунной программы. С.П. Королёв, видя полную бесперспективность своего проекта облета Луны «космическим поездом» на базе ракеты Р-7, 8 сентября 1965 года приглашает В.Н. Челомея и сотрудников ОКБ-52 в ОКБ-1 на техническое совещание. На совещании присутствовали министр С.А. Афанасьев, М.В. Келдыш, Г.А. Тюлин, Г.Н. Пашков, В.Н. Челомей. От нашего ОКБ — А.И. Эйдис, Г.А. Ефремов, В.А. Поляченко, В.А. Модестов, еще шесть сотрудников, работники филиала № 1 Д.А. Полухин, В.К. Карраск. Присутствовали также Н.А. Пилюгин, К.А. Керимов, Н.Д. Кузнецов.

Председательствовал Сергей Павлович Королёв. Он предложил программу, «которая будет подлиннее, чем у вас», имея в виду прошлогоднее совещание на филиале ОКБ-52. Он предлагает на один час сообщение и его обсуждение, затем осмотреть демонстрационный зал, макет, приборный и другие цеха, всего потратить четыре часа, присутствующим познакомиться «как мы работаем». С. П. Королёв заявил: «...После посещения ОКБ-52 мы обдумали, посоветовались. Разрешите внести предложения в противовес предложениям Владимира Николаевича». Афанасьев сказал: «Принимается». Челомей согласился: «Делай, что считаешь нужным».

Докладывал Сергей Павлович Королёв. Он рассказал о больших объемах работ, которые были проделаны по кораблям типа «Восток», «Восход», «Зенит». Сказал, что две трети КБ занимаются кораблями, продемонстрировал таблицу отказов, которые были на кораблях, заявил, что было проделано пятьдесят семь полетов, на которых было всего два технических отказа, то есть фирма достигла определенной степени надежности в отработке космических кораблей. Королёв подчеркнул, что после кораблей с баллистическим спуском корабль «Союз» имеет управляемый спуск на аэродинамическом качестве, и никогда такой корабль не разрабатывался с качеством, равным нулю. Это было сказано в предвосхищении выступления Челомея, «коньком» которого был управляемый спуск нашего корабля «ЛК» и то, что у нас существуют авиационные традиции, отсутствующие у ОКБ-1. Королёв сказал, что был такой вариант по предложению Феоктистова - на проверенном принципе, с качеством, равным нулю, но мы уже сами  отказались  от  этого  и  работаем  сейчас  над  управляемым спуском. Далее он заявил: «Мы работаем по постановлениям 1962 – 1963 годов, предусматривающим вывод кораблей ракетой Р-7 и их стыковку на орбите. Однако мы понимаем трудный весовой баланс на Р-7, она выносит семь тонн, с мероприятиями – восемь тонн, но в результате – большая весовая напряженность, и сделать облет Луны с помощью ракеты Р-7 очень сложно. Получается несколько стыковок, от трех до четырех. Надо облететь Луну к пятидесятилетию Октябрьской революции, то есть в 1967 году». Он высказал несколько выводов: «Нам, ОКБ-1 надо форсировать работы по кораблю 7К». Это первое его положение. Второе: «Учитывая, что есть некоторый опыт по ракете УР-500, и УР-500К может быть создана правильно, можно предложить, чтобы она выводила на орбиту блок Д, мы выводили корабль 7К, одна стыковка на орбите и далее облет Луны». Это был вариант № 1. Тут же он предлагает вариант №2: «На УР-500К вывести блок Д плюс беспилотный корабль типа 7К на двух человек экипажа, на ракете Р-7 вывести другой корабль 7К с экипажем из двух человек и, состыковавшись, пересадить экипаж в лунный корабль». И, наконец, вариант №3: «Если будет уверенность в ракете УР-500 К, то выводить на ней экипаж из двух человек с первого пуска, без стыковки, с блоком Д и на корабле 7К. Это дает ракете УР-500К солидное основание». Обращаясь к Челомею, он говорит: «Вы все сделаете, Владимир Николаевич, но вопрос времени. Нереально осуществить проект у вас. Вам надо летать вокруг Земли, выводя объекты на УР-500К, а мы полетаем на 7К. И это будет быстрее. Тяжело отказываться от Р-7, - говорит Королёв, - но надо». Заключительное предложение Королёва: «Вы отрабатываете носитель, Владимир Николаевич, мой совет вам, это мое мнение. А мы обеспечим разработку лунного корабля». На этом доклад Королёва и закончился.

Надо сказать, что Челомей перед этим совещанием собрал нашу делегацию на филиале № 1 и дал задание не сидеть молча, а активно задавать вопросы докладчику. «Каждый из вас должен задать по два вопроса!» — это было его напутствие. Королёв терпеливо отвечал на наши вопросы, но сводил дело к одному: «Корабль должны делать мы, вы не справитесь с этой задачей». Правда, когда Эйдис задал вопрос, что, мол, корабль 7К предназначен для полетов вокруг Земли, а не Луны, Королёв ответил резко: «Не надо думать, товарищ Эйдис, что ты пришел в деревню Подлипки, где не понимают, что такое качество и посадка. В ОКБ-1 никогда не рассматривался «Союз» без аэродинамического качества и системы управления посадкой. Всегда была эта система, она рассчитана и на облет Луны».

В результате постановлением от 25 октября 1965 года «О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны» работы по лунному кораблю «ЛК» в ОКБ-52 были прекращены. Предписывалось сосредоточить работы ОКБ-52 на создании носителя УР-500К, а ОКБ-1 поручалось создание пилотируемого космического корабля для облета Луны с использованием этой ракеты-носителя.

Проект «ЛК» был закрыт. Помощь мощного ОКБ-52 была отвергнута. ОКБ-1 продолжало борьбу с отлаженной космической машиной США за Луну в одиночку. Причем на два фронта — облетная программа с кораблем 7К-Л1 и программа высадки на Луну комплексом Н1-ЛЗ.

А руководство ВПК и его шеф Д.Ф. Устинов поддерживали этот монополизм ОКБ-1, обрекая всю нашу лунную программу на провал.

Лишь 30 ноября 1965 года ОКБ-1 был выпущен аванпроект по ракетно-космическому комплексу Л1, а через две недели, 13 декабря 1965 года, в ОКБ-1 были подписаны «Исходные данные на корабль 7К-Л1». В этот же день С.П. Королёвым и В.Н. Челомеем были утверждены «Основные положения по космическому комплексу УР-500К-7К-Л1».

ОКБ-1 решило, в который раз, обойтись без серьезного эскизного проекта. Принятые впопыхах технические решения проявили себя впоследствии.

10 марта 1967 года ракетой-носителем УР-500К был выведен на орбиту первый корабль 7К-Л1 №2П.

За период 1967 - 1970 гг. было подготовлено к запуску двенадцать комплексов 8К82К-Л1, в том числе в 1967 году проведено четыре запуска, в 1968 - пять запусков, в 1969 - два запуска, в 1970 - один запуск. Все - в беспилотном варианте.

Ракета-носитель УР-500К обеспечивала выведение на орбиту кораблей 7К-Л1 (кроме двух неудачных запусков).

Однако из-за неполадок в системах космического корабля Л1 и дефицита времени соревнование с США было проиграно, работы по программе Л1 были прекращены.

Выполнив 11-22 октября 1968 года первый пилотируемый полет корабля «Аполлон-7» на околоземной орбите, американцы 21-27 декабря 1968 года на корабле «Аполлон-8» совершили пилотируемый облет Луны (экипаж Борман, Ловелл, Андерс — «рождественский полет»).

Авторы книги «Энергия» замечают: «Достойно сожаления, что такому «умному» кораблю не суждено было летать в пилотируемом режиме».

Конечно, жаль, и «за державу обидно». Кроме объективных факторов - экономической отсталости СССР от США, - в провале этой программы явно видны факторы субъективные - волюнтаризм и предвзятость тогдашнего руководства ВПК.

В апреле 1990 года генеральный конструктор Г. А. Ефремов в интервью газете «Союз» по поводу УР-500К сказал:

«Давайте я просто перечислю: за годы с 1965-го она вывела на околоземные и другие орбиты космические аппараты и станции «Астрон-1», «Вега-1, -2», с «Венеры-9» по «Венеру-16», «Горизонт», «Зонд-4» - «Зонд-8», «Квант», «Луна-15» - «Луна-24», «Марс-2» - «Марс-7», «Мир», «Протон», «Радуга», «Салют», «Экран» и большую серию спутников «Космос»...»

Со времени этого интервью было еще много лет плодотворной работы носителя «Протон», и в том числе постройка международной космической станции, куда были доставлены модули «Заря» и «Звезда».

Из книги В.Поляченко «На море и в космосе»