13 октября - Исполнилось 100 лет со дня рождения заместителя Генерального конструктора ОКБ-52, ближайшего соратника В.Н. Челомея Аркадия Ионовича Эйдиса.

 Родился он в городе Могилеве-Подольском на Украине. Когда Аркадию было 6 лет, умер его отец, и в 1922 году вместе с матерью и двумя сестрами он переезжает в Москву. По окончании школы 18-летний юноша работает слесарем на механическом заводе Наркомсвязи, учится в Московском электротехническом институте, а в 1934 году он был переведен в Центральный заочный авиационный институт ГВФ. Одновременно, по специализации института, поступил работать конструктором на завод № 22 имени С.П. Горбунова (ныне им. М.В. Хруничева) Наркомата авиационной промышленности в Москве.

За время своей производственной деятельности Аркадий приобрел разносторонний опыт работы диспетчера, производственника, технолога, конструктора-плазовика.
В 1937 году Аркадий окончил институт по специальности «Инженер–механик по самолетостроению».
До 1939 года работал конструктором в опытно- конструкторском бюро завода № 22, затем зам. начальника плазово-шаблонного цеха, а с 1942 года - заместителем начальника опытного цеха, выпускающего самолеты конструкции В.М. Петлякова, а затем самолеты В.М. Мясищева.
В 1952 году назначен заместителем главного конструктора ГС НИИ-642 Михаила Орлова. Здесь полностью раскрылся талант Аркадия Ионовича как конструктора и технического руководителя по созданию образцов крылатых ракет того периода.
Коллектив, руководимый Аркадием Ионовичем, создавал крылатые ракеты воздушного базирования. Это были, как их тогда называли, самолеты–снаряды «Щука», «Щука-А», «Щука-Б», имеющие жидкостный реактивный двигатель и предназначенные для подвески под крылом бомбардировщика ИЛ-28, морской самолет–снаряд КСЩ (корабельный снаряд «Щука»), который устанавливался на морских кораблях типа эсминец проекта 57. Аркадий Ионович был руководителем этих разработок.
В 1957 году ГС НИИ-642 Постановлением руководства страны стал филиалом ОКБ-52 главного конструктора В.Н. Челомея. В 1958 году в соответствии с приказом Председателя Госкомитета по авиатехнике П.В. Дементьева, по представлению В.Н. Челомея, А.И. Эйдис назначается заместителем главного конструктора по филиалу ОКБ-52.
Он руководил рабочим комплексом КБ, через него проходили все чертежи конструкций, рабочая документация.
По словам Почетного Генерального директора, Почетного Генерального конструктора ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Герберта Ефремова, основная заслуга Аркадия Ионовича состояла в том, что это был настоящий труженик, абсолютно честный человек, высокий профессионал по конструкторской и технологической работе. Он никогда не подводил Владимира Николаевича Челомея, был настоящим «маршалом армии Челомея».
Герберт Александрович также отметил, что в этот период времени Эйдис значительно укрепил штат конструкторов ОКБ-52 за счет опытных сотрудников ГС НИИ-642 и нашего филиала в КБ С.А. Лавочкина, которым он руководил с 1963 по 1965 годы, занимался разработкой крылатых ракет П-25 и модернизацией крылатых ракет П-35.
Вспоминает И.В. Пронин, ветеран предприятия, в прошлом ученик А.И. Эйдиса:
«В сентябре 1954 года нас, группу студентов самолетостроительного факультета МАИ, принял в своем кабинете заместитель главного конструктора Аркадий Ионович Эйдис. Мне повезло, что руководителем моего дипломного проекта стал Аркадий Ионович. После успешной защиты дипломного проекта, периода работы по его рекомендации в проектном, а затем в конструкторском отделе, он направляет меня на летные испытания для подготовки и проведения старта ракет с берегового стенда и пуска с эсминца. Такую же школу прошел не только я, но и многие молодые специалисты под руководством нашего мудрого наставника. Почти всех их по праву можно считать учениками и соратниками А.И. Эйдиса».
В 1965 году Аркадий Ионович назначается заместителем Генерального конструктора ОКБ-52/ЦКБМ в г. Реутове.
Аркадий Ионович руководил разработкой и выпуском конструкторской документации на все изделия, которые проектировались в конструкторском бюро: крылатые ракеты для вооружения Военно-Морского Флота, баллистические ракеты и ракеты-носители, космические аппараты различного назначения.
Аркадий Ионович придавал большое значение комплексному решению конструкторских проработок как в ЦКБМ, так и на смежных предприятиях, где разрабатывали, изготавливали и поставляли по нашим техническим заданиям двигательные установки, системы термостатирования, целевые системы и другие виды оборудования для изделий предприятия.
При разработке конструкторской документации внедрялись новые технические решения и технологические процессы, например, для повышения надежности возвращаемого космического аппарата была внедрена автоматическая сварка герметичного корпуса, для обеспечения безопасности полета космонавтов реализована конструкция дублирования стыков разделяющихся агрегатов ВА.
В конструкции крылатых ракет под руководством А.И. Эйдиса было осуществлено широкое использование неметаллических композиционных материалов. На сверхзвуковых крылатых ракетах разработана, испытана и внедрена рациональная конструктивно-силовая схема топливного бака малой массы и другие новации.
Научного и технического расцвета конструкторский комплекс под руководством Аркадия Эйдиса достиг в 60-е и 70-е годы. В этот период начались разработки уникальных научных космических станций «Протон», самых тяжелых космических аппаратов того времени.
Вспоминает ветеран предприятия Е.П. Мозжухин:
«Аркадий Ионович в конце 60-х годов поддержал нашу инициативу создания единого материаловедческо-технологического отдела, входящего в структуру конструкторских подразделений. К этому времени на предприятии было три подразделения, занимающихся выбором и технологической отработкой всех неметаллических материалов: бригада 172, лаборатория 174 в КБ-7 и лаборатория неметаллов в ОГМ. По предложению А.И. Эйдиса, приказом Генерального конструктора от 13 июля 1967 г., был создан единый отдел неметаллов № 200 с подчинением заместителю генерального конструктора. Имея большой конструкторский и технологический опыт работы, Аркадий Ионович, тем не менее, просил: прежде чем принимать решение о выборе материала или технологии, надо изучить имеющийся опыт смежных КБ или зарубежных фирм. Так было при выборе уплотнительных резиновых элементов для герметизации орбитальной станции и возвращаемого аппарата комплекса «Алмаз». Только ознакомившись с герметизацией подводных лодок, кабин самолетов, космических кораблей отечественных и американских, приняли свое, оригинальное решение. Аналогично поступили и при выборе материалов для конструкции боевых блоков МБР семейства УР-100. Поощрением у Аркадия Ионовича были слова: «Добро, действуй!» А если он был недоволен, то говорил: «Ну, что ты, как лошадь усталая, спишь в оглоблях».
Природный ум Аркадия Ионовича в сочетании с большими организаторскими способностями и высокой требовательностью к себе и руководимым им исполнителям комплекса рабочего проектирования, позволили создать уникальные конструкции орбитальной пилотируемой станции (ОПС) и многоразового возвращаемого аппарата (ВА) комплекса «Алмаз», которые по своим характеристикам являются современными и в настоящее время.
Основными критериями при разработке конструкций ОПС и ВА были требуемая надежность, высокая эффективность проведения целевых работ, длительное время функционирования на орбите в пилотируемом варианте.
Аркадий Ионович обладал необычайным трудолюбием. Он ежедневно работал по 12 – 14 часов. Работал каждую субботу, а иногда и в воскресенье. Весь его рабочий день был уплотнен техническими совещаниями с сотрудниками конструкторского комплекса, с представителями смежных предприятий, с руководством опытного завода и руководителями многочисленных отделов предприятия. Если возникал «аварийный» вопрос в производстве или в процессе испытаний, он мгновенно собирал исполнителей и каждому по его специализации давал поручение и, что самое важное, постоянно контролировал исполнение порученных заданий.
О его ответственном подходе к руководящей работе можно судить по воспоминаниям А.В. Ильичева, который тесно сотрудничал с А.И. Эйдисом:
«Я наблюдал такую сцену. Николай Михайлович Ткачев (начальник бригады проектного отдела) просит Аркадия Ионовича подписать приказ. На что Аркадий Ионович отвечает: «Я могу подписать этот приказ. Но он не созрел. Надо подождать. Любой приказ – это командное вмешательство в исходный процесс, который «созревает». Приказ только тогда подписывается, когда обстановка созрела и когда исполнители готовы выполнить этот приказ». Я запомнил эту сцену на всю оставшуюся жизнь. О его осмотрительности говорит еще один примечательный факт. Аркадий Ионович часто сомневался в том, насколько хорошо знают ту или иную систему наши профессионалы. Он считал, что если больше двух профессионалов не знают этой системы, то возникает опасность в ее работоспособности».
Аркадия Ионовича отличала абсолютная честность по отношению к коллегам, исполнителям, к представителям смежных предприятий, что создавало хороший, устойчивый психологический климат.
Все это положительно влияло на работу коллектива и, в частности, конструкторского комплекса, который с 1983 года возглавлял Аркадий Ионович. Высокая эрудиция, незаурядный инженерный и организаторский талант Аркадия Эйдиса заслужили признание и большое уважение сотрудников нашего предприятия, коллег из конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций отрасли и Министерства обороны.
В 1985 году А.И. Эйдис уволился с предприятия на заслуженный отдых. Ему была назначена персональная пенсия республиканского значения.
Аркадий Ионович Эйдис за многолетнюю плодотворную работу в оборонной промышленности и создание новой уникальной ракетно–космической техники награжден Орденом Ленина (в 1963г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени (в 1959 и 1971гг.), а также орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» за большой вклад в создание самолетов в период Великой Отечественной войны. В 1967 году он был удостоен Ленинской премии...
Ветераны предприятия тепло поздравили Аркадия Ионовича с 90-летием и передали наилучшие пожелания от руководства. К тому времени он сохранил ясный ум и присущее ему чувство юмора.
Аркадий Эйдис скончался 13 октября 2004 года.
Его жизненный путь от ученика слесаря до руководителя определяющих успех работ характерен для старшего поколения создателей ракетно-космической техники. Молодым сотрудникам есть чему у них поучиться.
На снимках: 1. Аркадий Эйдис в центре, справа от В.Н. Челомея
2. Аркадий Эйдис крайний слева
Материал подготовил
Владимир Поляченко,
главный научный сотрудник
НИЦ 00-40
Фото из архива предприятия