13 ИЮНЯ - ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.М. БАРЫШЕВА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ФИЛИАЛА №2 ЦКБМ

РАЗРАБОТЧИК  ТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

13 июня исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Михайловича Барышева - соратника Владимира Николаевича Челомея, талантливого организатора и конструктора в области авиационной и ракетно-космической техники, создателя и первого руководителя НПО «Вымпел».
Накануне этого юбилея ОАО «ВПК «НПО машиностроения» посетил академик Российской инженерной академии и академик-секретарь Российской академии космонавтики им. К.А. Циолковского, профессор Дмитрий Драгун, долгое время (1995-2009) возглавлявший НПО «Вымпел».

Дмитрий Драгун встретился с Почетным Генеральным директором, Почетным Генеральным конструктором Гербертом Ефремовым. Ветераны отрасли вспомнили события, которые стали основой становления Филиала № 2 ОКБ-52, возглавляемого Владимиром Николаевичем Челомеем.

В 1960 году Мясищевское ОКБ-23 влилось в набиравшую силу фирму Челомея. В этот период В.М. Барышев назначается заместителем Генерального конструктора, а в 1963 году – начальником созданного Филиала № 2, которому была поручена разработка наземных систем ракетной техники. Костяк коллектива составили специалисты мясищевского комплекса наземного оборудования, усиленные инженерами Конструкторских бюро Дмитрия Томашевича и Александра Надирадзе. Эти КБ находились на одной территории с Филиалом № 2.

Сплотить представителей разных предприятий и школ – задача не из простых. Но Владимиру Михайловичу удалось ее с честью решить.

Рассказывает Герберт Александрович:

– В.М. Барышев – конструктор очень высокой квалификации, организатор инженерной работы и весьма ответственный человек во всех своих делах. Он был верным «боевым» соратником Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея. Барышев пришел работать к Владимиру Николаевичу готовым уже заместителем. Он ему подходил по всем своим деловым качествам. Я его знал с начала 60-х годов, когда Владимир Михайлович был уже в ранге заместителя Генерального конструктора по проектировке транспортно-пусковой установки для семейства ракет УР-100.

Я считаю честью, что мне довелось с Владимиром Михайловичем поработать вместе некоторое время, пока он работал в Реутове. Затем я общался с ним как с руководителем Филиала № 2. Я горжусь, что в составе нескольких заявок на признанные изобретения по пусковым установкам, всегда, кстати, коллективным, я был в составе таких «больших» людей как: В.Н. Челомей, В.М. Барышев, С.Б. Пузрин и других, в том числе и смежников.

Владимир Михайлович был очень деликатным, спокойным, уравновешенным, интеллигентным человеком. Он умел подобрать себе команду единомышленников, которым он верил, которых он не сдерживал при обсуждении конструктивных проблем, давал им возможность расти творчески, то есть поступал как настоящий Главный конструктор, каким он впоследствии и стал по шахтам, после того, как спроектировал и поставил на вооружение стартово-пусковой стакан. В моей памяти остались его блестящие помощники, которые сами могли руководить любой темой по «наземке»: Юрий Храповицкий, Андрей Зайцев, Игорь Раков, Юрий Дементьев, да и многие другие, всех не перечислишь.

Задача организации подразделения по разработке наземного стартового комплекса внутри ОКБ-52 в те времена выглядела несколько странной. На всех полигонах СССР разработкой наземного оборудования стартовых комплексов занималось КБ Владимира Бармина, признанного мастера своего дела. Однако В.Н. Челомей стремился к полной автономности и независимости от других своего КБ. Причина этого в том, что на стыке «старта» и «ракеты» есть технологический промежуток, который не должен был быть зависимым от других конструкторских предприятий. Весь процесс подготовки ракеты к старту, по мнению Владимира Николаевича, должно было осуществлять одно КБ. Эту задачу В.Н. Челомей возлагал на Филиал № 2 В.М. Барышева. Однако Владимир Михайлович, пасуя перед авторитетом В.П. Бармина, наотрез отказывался от такого поручения.

Несмотря на это настойчивый и твердый характер Генерального конструктора помог и в этот раз добиться своей цели. Пройдя через горнило «железных» челомеевских доводов, Барышев взялся за дело.

Вспоминает Герберт Ефремов:

– Владимир Бармин предлагал свои параметры шахтно-пусковой установки, которые не устраивали Челомея. Поэтому, разругавшись с Барминым, Владимир Николаевич поручил, причем в достаточно жесткой форме, шахтой заниматься Барышеву, я при этом присутствовал. Он твердо внушал Владимиру Михайловичу, что у нас должны быть свои шахты, нашей разработки, что необходимо их делать по нашему проекту.

Эта работа началась с комплекса наземного оборудования для универсальной стратегической ракеты УР-200 (8К81), включающего автоматизированную систему подачи изделия на самоходной тележке к установщику, установку ракеты на пусковой стол, автоматическую стыковку пневмо-, электро- и заправочных коммуникаций, а также заправку ракеты компонентами топлива. Ракета УР-200 не была принята на вооружение, но конструкторские решения, реализованные при ее разработке, легли в основу создания последующих поколений ракетно-космических комплексов, в частности, в самый мощный на сегодняшний день – с ракетой-носителем «Протон».

За этой работой последовали не менее важные проекты – сложнейший универсальный транспортно-пусковой контейнер (ТПК), шахтные пусковые установки и боевые стартовые комплексы повышенной защищенности для ракет типа УР-100 и их модификаций.

Непосредственный участник событий того времени академик Дмитрий Драгун рассказывает, что большинство технических позиций для космических аппаратов всех генеральных конструкторов проектировалось в ОКБ «Вымпел».

– При техническом руководстве Барышева в 80-х годах прошлого столетия на Байконуре создавался монтажно-испытательный корпус (МИК) 92А-50 – «полтинник», как мы его тогда называли. В настоящее время там до сих пор собирается ракета «Протон-М» и готовятся к старту многие космические аппараты, запускаемые на нем, – рассказывает Дмитрий Драгун. – С 1970 года созданием шахтных пусковых установок повышенной и высокой защищенности для ракетных комплексов  В.Н. Челомея занимались тоже мы – последователи и продолжатели дела Владимира Михайловича Барышева.

Воплощенные в жизнь проекты шахтных пусковых установок, технических комплексов подготовки ракет и космических аппаратов разработки конструкторов Филиала № 2 под руководством В.М. Барышева служат и стоят на вооружении по сей день. Многие из них не имеют аналогов в мировой практике, даже американцы считают их самыми совершенными в мире.

Владимир ПТЕЦОВ
Фото из архива НПО «Вымпел»

НАША СПРАВКА:

Барышев Владимир Михайлович

Родился 13 июня 1913 года в селе Боткино Касимовского района Рязанской области в семье крестьянина.

Трудовую деятельность начал мотористом, а затем авиатехником по испытаниям авиадвигателей в ВВА имени Н.Е. Жуковского. По окончании Московского института инженеров гражданского воздушного флота, получив специальность инженера-механика по дирижаблестроению, он работал в авиационных опытно-конструкторских бюро главных конструкторов В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина, В.М. Мясищева. Участвовал в разработке и внедрении в серию самолетов Пе-2, Ил-14 и Ил-28.

В ОКБ В.М. Мясищева с 1951 года участвовал в создании тяжелых бомбардировщиков 3М, М4, М50, М52 и прошел путь от начальника бригады до заместителя генерального конструктора.

В 1963 году В.М. Барышев был назначен начальником созданного Филиала № 2 ОКБ Генерального конструктора В.Н. Челомея, и возглавлял его до 1985 года.

Одни из первых разработок нового коллектива – транспортно-пусковой контейнер (ТПК) для ракеты РС-10, создание стартовых комплексов для ракеты УР-100У. Для ее пусковых установок разработаны системы амортизации на основе новых конструкторских решений.

В 1985 году Филиал № 2 вместе с заводом был реорганизован в НПО «Вымпел».

Выдающиеся заслуги Владимира Михайловича в деле повышения обороноспособности нашей Родины отмечены высокими Правительственными наградами и званиями: Ленинской премией (1957), Государственной премией СССР (1975), двумя орденами Ленина (1957, 1969), орденом Октябрьской Революции (1976), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом «Знак Почета»), многочисленными медалями, в том числе «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945гг.».

НПО «Вымпел» и ныне является одним из ведущих по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области создания стартовых комплексов для МБР и технических комплексов для космических аппаратов.

Владимир Михайлович ушел из жизни 20 ноября 1992 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.