12 ИЮНЯ – ИСПОЛНЯЕТСЯ 15 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВОГО ПУСКА С НАЗЕМНОГО СТЕНДА ПКР «БРАМОС» СОВМЕСТНОЙ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЙ РАЗРАБОТКИ

15 лет назад, с целью демонстрации технических возможностей ПКР и получения поддержки Правительства Республики Индии для развития СО «БраМос», Правительством Российской Федерации было принято решение о проведении демонстрационного пуска с полигона Республики Индии экспериментального экспортного варианта ракеты «Яхонт».

Для этой цели выделялись две ПКР «Яхонт».

Проведение демонстрационного пуска потребовало в кратчайшие сроки скомплектовать, отработать, подготовить к отправке и отправить комплекс средств для подготовки и проверки ПКР, ее загрузки на ПУ, изготовить и отработать аппаратуру управления предстартовой подготовкой и пуском. Необходимо было также изготовить два мобильных измерительных пункта для приема телеметрической информации. Кроме этого требовалось оформить разрешительные документы на вывоз за границу ПКР «Яхонт». Впервые планировалось провести транспортировку всего оборудования авиационным транспортом: двумя бортами ИЛ-76.

В июле 2000 г. на полигон ITR выехала делегация НПО машиностроения под руководством В.П. Царева для проведения рекогносцировки и презентации демонстрационного пуска. Впервые этот полигон посетили представители иностранного государства, которые вскоре станут коллегами по работе.

Полигон ITR находится в штате Орисса на побережье Бенгальского залива в окрестностях г. Чандипур. Ближайший аэропорт Бхубанешвар находится примерно в 300 километрах, 6 часов езды на автобусе. В то время дорога из аэропорта была не очень хорошего качества. Чандипур – это типичный провинциальный городок. Как и во всех индийских городах, там много храмов, промышленность отсутствует, основное средство передвижения населения в то время – велорикши и автобус. В городе имеется железнодорожный вокзал, до г. Калькутты 3 часа езды на поезде. Население проживает как в частных домах, так и в хижинах, покрытых листьями пальм. Граница полигона, как граница между прошлым и будущим. ITR – это закрытый войсковой городок, на территории которого, кроме технических площадок для подготовки изделий и проведения стрельб, находятся школа, жилой городок, спортивные площадки, парк, где водятся олени, птичий заповедник. Нельзя было не поразиться тому, как выглядят океанские приливы и отливы. Так, при отливе вода уходит на расстояние более 5 км от берега.

Поразила и техническая оснащенность полигона. Шильдики на приборах говорили о том, что они изготовлены не более года назад. Полигон обеспечивал прием и обработку телеметрической информации в режиме реального времени. Командный пункт размещался в защищенном бункере в 100 метрах от стартовой площадки. Бункер был разделен на две зоны: рабочую, где работают операторы, участвующие в подготовке пуска, и гостевую – для приглашенных. В бункере постоянно велась трансляция со стартовой площадки, там имелся даже туалет и душевые комнаты. В рабочей зоне установлены универсальные стойки, в которых размещается аппаратура для проведения управления пуском. После проведения пуска она легко демонтируется. Бункер связан с центром управления полигоном, где находится большой демонстрационный зал. Там можно наблюдать за подготовкой пуска и ходом полета изделия. Как рассказали специалисты полигона, на ITR постоянно проводится модернизация испытательного оборудования, для чего специальный отдел занимается анализом новой техники, выпускаемой в мире для проведения испытаний, и при необходимости делает заказ.

Особое внимание на полигоне уделено вопросам безопасности проведения испытаний. Индийская сторона была удивлена тому, что ликвидация ПКР «Яхонт» при возникновении отклонений от расчетной траектории движения происходит автономно, без поступления внешней команды от специальной системы ликвидации по командной радиолинии. КР разработки РИ, отрабатываемые в то время на полигоне, при необходимости ликвидировалась по командной радиолинии с использованием специальной аппаратуры израильского производства.

В ходе визита нашей делегации был определен аэродром доставки оборудования, выбрано помещение для развертывания технической позиции, определена точка старта и пеленг стрельбы, установлен срок проведения испытаний – не позднее 15 июля 2001 г., т.к. во второй половине июля начинается сезон дождей.

После возвращения в Россию началась подготовка экспедиции к командированию в РИ для проведения демонстрационного пуска. По самым скромным прикидкам выходило, что в состав экспедиции войдет не менее 50-60 человек. Понимая, что работать придется в тропическом климате, при температуре более 35°С, и учитывая, что местное население – вегетарианцы, основные продукты питания которых рис, лук и овощи, обильно сдобренные перцем и местными специями, мясные продукты практически отсутствуют, т.к. корова в Индии священное животное, символизирующее мать, а черного хлеба нет, – в состав экспедиции включили врача-терапевта и повара. Картофель в Индии едят мало и только самые бедные, при приготовлении индийцы всегда его не доваривают. Все участники экспедиции были привиты от гепатита, медсанчасть закупила лекарственные препараты, в том числе очень дорогой швейцарский препарат «Лариам», который использовался американскими военными при проведении боевых операций в тропическом климате. Т.к. для вывоза такого количества лекарственных препаратов так же необходимо оформление лицензии, препараты пришлось распределить между участниками экспедиции. Кроме этого каждый участник экспедиции брал с собой две буханки черного хлеба, два батона сырокопченой колбасы, две головки чеснока, две бутылки водки. Все это предназначалось как для сувениров, так и для профилактического приема «100 гр. наркомовских» (как во время войны).

Готовилась к приему такой делегации и индийская сторона. Поскольку г. Чандипур не является курортным местом, гостиничный бизнес развит слабо и ориентирован в основном на местных аборигенов, но один из местных бизнесменов сообразил, что сможет неплохо заработать, построив гостиницу для размещения российских специалистов. Так к маю 2001 г. недалеко от железнодорожного вокзала была построена гостиница «Торенто» с двухместными номерами с кондиционером, телевизором, туалетом и душем. В некоторых номерах был и холодильник. Все это обеспечивало достаточно комфортное проживание. Гостиница находилась в 30 минутах езды на автобусе от полигона.

На полигоне была создана стартовая позиция пусковой установкой с подвижным сооружением, которое обеспечивало защиту изделия на пусковой установке при неблагоприятных метеоусловиях. Было подготовлено сооружение №4 для развертывания в нем технической позиции по подготовке двух ПКР. Помещение для работы оборудовали компьютером и международным телефоном, по которому осуществлялась связь с предприятием и родственниками. Сооружение размещалось в 300 м от стартовой позиции.

6 мая 2001 г. первая группа экспедиции прибыла в Чандипур и поселилась в гостинице «Торенто». Гостиница была построена, но еще не полностью укомплектована. Группа должна была встретить два ИЛ-76 в аэропорту. Первые дни работы экспедиции были посвящены организации приема двух бортов ИЛ-76 в аэропорту Бхубанешвар. Поясним: аэропорт не является международным, поэтому в нем отсутствовала таможенная служба, и для получения груза необходимо было доставить на аэродром представителя таможни для приема груза. С этим успешно справились представители полигона.

Прилет самолетов с оборудованием планировался 11 мая, первый борт прилетел в 13 ч. 40 мин., второй – в 19 ч. 20 мин. Стоит отметить, что днем температура воздуха в тени достигала 42°С. В 23 ч. 10 мин. местного времени завершили разгрузку второго борта. После разгрузки выяснилось, что у одного из «Бычков» (передвижного измерительного пункта) поврежден радиатор, и самостоятельно двигаться он не может. Пришлось его буксировать. Где-то в 3 часа ночи колонна начала движение в сторону Чандипура. В ходе ночного движения некоторые водители засыпали за рулем, их приходилось будить. В 9 ч. 30 мин. колонна прибыла на полигон ITR. В течение двух дней поставленное оборудование было развернуто на полигоне, и началась подготовка к проведению демопуска.

Основная группа экспедиции прибыла в Чандипур 15 мая 2001 г. Большой объем отработки, выполненный в НПО машиностроения, позволил провести их подготовку к выдаче на ПУ в течение трех дней. Наш повар Людмила обучила приготовлению русской пищи повара в гостинице и на полигоне, мы стали нормально питаться. Повар на полигоне до настоящего времени прекрасно готовит русскую пищу, за что ему высказывают благодарность представители других делегаций, которые теперь посещают полигон.

Подготовка комплекса к стрельбе проходила нормально. Однако при выгрузке изделия №102 (резервное) из ПУ после проведения 23 мая комплексных испытаний произошло разрушение загрузочной траверсы по сварному шву, и изделие упало на транспортировочную тележку. Удар был такой силы, что тележка выгнулась в дугу. Участники работ, видевшие падение, бросились врассыпную, понимая все возможные последствия. К счастью, взрыва не произошло, что еще раз подтвердило пожаровзрывобезопасность ПКР «Яхонт» при падении и правильность всей той работы, которая была проведена в ходе специспытаний на базе «ГкНИПАС» в Фаустово. Аварийное изделие со всеми мерами предосторожности доставили в сооружение №3. Для оценки его состояния была создана аварийная комиссия, которая произвела осмотр, вскрыла клапан консервационного наддува транспортно-пускового стакана (ТПС) и проверила отсутствие керосина и его паров в донном пространстве. Это подтвердило, что топливный бак ПКР сохранил герметичность. Однако для принятия решения по дальнейшему его использованию требовалось проведение ряда дополнительных экспериментов. Таким образом, мы остались без резервного изделия и без загрузочной траверсы, загрузить изделие на ПУ было нечем.

Конструкторы, участвовавшие в испытаниях, разработали эскиз новой траверсы и передали его представителям полигона, чтобы найти изготовителя и изготовить новую траверсу. Через 10 дней траверса была готова, и ее доставили на полигон. Пришлось повторить полный цикл проверок изделия 101 на технической и стартовой позициях. Совместно с индийскими специалистами была разработана и отработана «таблица обратного отсчета», определяющего порядок проведения пуска. Тут всплыла еще одна особенность проведения пусков на индийских полигонах. В России пуски проводятся по назначенному времени, при этом сразу назначается резервное время или время и день, в Индии же процесс подготовки и пуска разбивается на несколько этапов, в течение которых проводятся работы, контролируемые по времени.

К 10 июня подготовка завершилась, и была назначена дата пуска 12 июня 2001 г. На полигон прибыл Генеральный директор НПО машиностроения Г.А. Ефремов, начали прибывать VIP-персоны из министерства обороны и Правительства РИ.

И вот, 12 июня 2001 года был проведен первый пуск изделия 101 на дальность 280 км. Подготовка и пуск прошли без замечаний. Трансляция текущих параметров траектории полета показали их практическое соответствие с расчетными данными. Это была первая настоящая победа! В этот же день пуск был показан по большинству телевизионных каналов РИ.

А вечером для участников работ директор полигона м-р Наранг устроил банкет в честь выдающегося события.

Через два дня экспедиция НПО машиностроения отправилась обратно, в Россию.

В завершение стоит лишь добавить, что упавшее изделие 102 без проведения ремонта и доработок 28.04.2002 г. было успешно запущено из наклонной пусковой установки, прототипа ПУ НК пр.61МЭ и выполнило полет по заданной траектории на дальность 140 км, что вызвало еще большее восхищение у представителей полигона и индийских специалистов.

На снимках:1. Делегация руководства НПО машиностроения перед первым пуском КР «БраМос». Индия. Полигон ITR. 2001 год.
2. По индийской традиции, перед пуском ПКР на стартовой позиции принято фруктовыми «подношениями» (кокосами, бананами) задабривать божества.

Виктор ЗАЙЦЕВ, Виктор КИСЕЛЕВ
Фото из архива отдела 10-35