12 АПРЕЛЯ – 55 ЛЕТ НАЗАД, В 1957 ГОДУ, БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН ПЕРВЫЙ ПУСК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА РАКЕТЫ П-5 НА ПОЛИГОНЕ ФАУСТОВО

Этот год – юбилейный в истории крылатой ракеты П-5. 55 лет тому назад, 12 апреля 1957 года, был произведен первый пуск экспериментального образца ракеты П-5 на полигоне Фаустово. 55 лет назад подводники Северного Флота при содействии и помощи представителей промышленности, смешанным составом стартовой команды произвели пуски ракеты П-5 из модернизированной подводной лодки проекта 613П, которой командовал легендарный подводник, капитан третьего ранга Вадим Коробов, впоследствии ставший адмиралом Флота и Героем Советского Союза.

Эти пуски стали венцом вдохновенного труда коллективов, возглавляемых академиками В.Н. Челомеем и П.П. Пустынцевым, а дата 22 октября 1957 года является одной из знаменательных вех в становлении и развитии нашего предприятия.

В этот день впервые был осуществлен запуск первой КР П-5 разработки нашего предприятия с подводной лодки. Задачи пуска были успешно решены. Ракета пришла в заданный квадрат на полигоне. Подготовка и запуск ракеты с подводной лодки произвели на участников этой работы неизгладимое впечатление, особенно на нас, молодых инженеров. Только увидев это собственными глазами, мы поняли глубину замыслов В.Н. Челомея и все «изюминки», которые были заложены в этом проекте. Это: раскрытие крыла в полете, старт из сухого герметичного контейнера с нулевых (по длине) направляющих, нижнее размещение стартового агрегата, состоящего из двух отдельных пороховых двигателей, между которыми находился киль ракеты. Разработка проекта крылатой ракеты П-5 проводилась на конкурентной основе между фирмой, возглавляемой В.Н. Челомеем, и фирмой, возглавляемой Г.М. Бериевым. При этом нам помог случай, и нам наглядно было с чем сравнивать эксплуатационные характеристики обеих проектов. Дело в том, что на этом же полигоне в соседнем ангаре проходила подготовка к пуску ракеты П-10 разработки главного конструктора Г.М. Бериева. Оба пуска проводились в акватории Белого моря.

Крылатая ракета П-5 после подготовки в цехе загружалась в цилиндрический контейнер, расположенный в кормовой части палубы подводной лодки, крышки контейнера герметично закрывали пространство, где находилась ракета. После предстартовой проверки и подъема контейнера на 15 градусов ракета стартовала с нулевых направляющих с раскрытием крыла после выхода его из контейнера с последующей фиксацией крыла в раскрытом состоянии уже в полете.

Крылатая ракета П-10 после подготовки в цехе и погрузки в контейнер, проведения предстартовой проверки требовала до старта выкатки ее из контейнера на направляющие, размещенные на палубе подводной лодки и раскрытия складывающегося крыла, затем ракета стартовала с этих направляющих. Конечно, кто видел подводную лодку, особенно в зимних условиях, может представить, что работа при минусовых температурах, качке подводной лодки, на захлестываемой волнами палубе небезопасна и не соответствует требованиям эксплуатации.

К моменту первого пуска ракеты П-5 уже были запуски ракеты П-10 с хорошими летными результатами.

Первые результаты пусков П-5 показали все «изюминки» этого проекта и, в частности, существенное сокращение времени на производство пуска и, как следствие, времени нахождения лодки в надводном положении, что имело решающее значение для её живучести.

Кроме этого, компоновка П-5 была более плотной, что уменьшало габариты контейнера, а это позволяло разместить на подводной лодке большее количество ракет. Всё вышеперечисленное поставило окончательную точку в соревновании проектов В.Н. Челомея и Г.М. Бериева.

Этот результат был закономерен, если вспомнить, с какой щепетильностью и вниманием относился В.Н. Челомей к этой работе. Можно вспомнить, что первым «полигоном» для запуска ракеты      П-5 был пустой зал третьего этажа корпуса №2 нашего предприятия.

По указанию В.Н. Челомея и под его личным руководством М.Б. Корнеев и    Ф.Н. Андрюшин изготовили в конце 1956 года модель ракеты и пусковой установки в масштабе 1:15, при этом модель ракеты имела маленький пороховой движок.

И вот вечерами в пустом зале третьего этажа В.Н. Челомей запускал эти модели и проверял на них свои задумки по старту из контейнера.

А уже в марте 1957 года была изготовлена ракета в натуральную величину со стартовым агрегатом, автоматически раскрывающимся крылом и пороховым маршевым двигателем.

Эта ракета 12 апреля 1957 года была запущена на полигоне в Фаустово. Кстати, на этом пуске присутствовал С.В. Илюшин. Ракета пролетела 600 метров.

Этим пуском В.Н. Челомей хотел доказать всем «неверующим», что основная «изюминка» - раскрытие и фиксация крыла в полете после выхода из контейнера - будет действовать надежно и в заданном временном цикле. Неверящих было немало, в их числе такие крупные авторитеты в авиастроении, как академик А.Н. Туполев. Поэтому после пуска он обратился к присутствующим на старте с просьбой найти узел фиксации крыла. И все мы в едином порыве выстроились в цепь и начали прочесывать район приземления ракеты. И поиски увенчались успехом. Узел был найден. Нужно было видеть лицо В.Н.Челомея, когда ему дали в руки узел фиксации. Оно светилось большой радостью и гордостью за то, что задумка подтвердилась, а многолетний опыт ВМФ и сотни пусков КР подтвердили эффективность этого решения. Да, этот пуск подтвердил правильность принятых решений и позволил широким фронтом развернуть работы по изготовлению и испытаниям штатной крылатой ракеты П-5.

Принятая для крылатой ракеты П-5 аэродинамическая схема, выверенная вначале на моделях, а затем на испытаниях различного масштаба, оказалась настолько удачной, что стала базовой для всех последующих поколений крылатых ракет большой дальности и различных принципов наведения на цель. В июле 1957 года была сформирована экспедиция, которая выехала на полигон Капустин Яр для подготовки и проведения пусков ракет П-5 в штатной комплектации с пусковой установки наземного неподвижного и качающегося стендов, а в августе аналогичная экспедиция выехала на северный полигон для подготовки и пуска ракет П-5 с подводной лодки. Эта экспедиция положила начало длительной работе на этом полигоне над следующими проектами подводных комплексов с крылатыми ракетами разработки нашего предприятия, более совершенными, чем П-5.

Крылатая ракета П-5 была принята на вооружение ВМФ в 1959 году и до 1967 года комплексы подводных лодок с ракетой П-5 были единственным в Вооруженных Силах СССР эффективным средством доставки ядерного оружия на межконтинентальную дальность (до 500 км). Тем временем создавались и поступали в ВМФ подводные лодки с крылатыми ракетами П-5, с 1959 по 1964 год их было построено 19 единиц. Необходимость нового вида носителей ядерного оружия диктовалась международной обстановкой и тем «ракетным кольцом» НАТО, которым был окружен СССР.

Крылатыми ракетами П-5 первоначально были вооружены дизельные подводные лодки пр.644 (шесть единиц по 2 КР), пр. 665 (восемь единиц по 4 КР), и атомная подводная лодка пр. 659 (пять единиц по 6 КР), а дизельная лодка пр. 651и атомная лодка пр. 675 изготавливались с возможностью пусков крылатых ракет П-5 (4 и 8 ракет соответственно). Это позволило, имея 74 стартовые позиции крылатых ракет П-5 с ядерным оружием, обеспечить прорыв «ракетного кольца» НАТО, выиграть время для завершения работ по созданию баллистических ракет большой дальности и обеспечить реализацию научно-технического задела для создания эффективных самонаводящихся противокорабельных крылатых ракет большой дальности для борьбы с авианосцами и их соединениями.

22 октября 1957 года на застолье, собранном по случаю успешного пуска первой крылатой ракеты П-5, в первом тосте В.Н. Челомей, подняв маленькую рюмку коньяка, сказал , что он предлагает выпить «за рождение крылатого Военно-Морского Флота».

И его мечта сбылась. Сегодня акватории мировых океанов бороздят подводные лодки и надводные корабли с крылатыми ракетами разработки ОАО «ВПК «НПО машиностроения», являясь грозным щитом России перед армадами авианосцев потенциального противника.

На снимках: 1. А.Я. Петрунько
2. Ракеты П-5 на борту подлодки пр. 644
3. Крылатая ракета П-5 и ПЛ  С146 пр. 613П
4. Старт ракеты П-5 с ПЛ пр. 665

Алексей ПЕТРУНЬКО,
один из состава первой стартовой команды,
Заслуженный машиностроитель РФ,
Заслуженный испытатель космической техники,
Кавалер золотого знака «50 лет в НПО машиностроения»
Фото из архива предприятия